«ДАЖДЬ МИ РАЗУМ ТВОРИТИ ВОЛЮ ТВОЮ, О МОЛИТВЕ И ПОКАЯНИИ». ДОКЛАД НА МОНАШЕСКОЙ СЕКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

Новости Новости приходов и монастырей

На прошедшей монашеской секции «Древние монашеские традиции в условиях современности», которая состоялась в рамках регионального этапа Рождественских чтений, был представлен доклад насельника Спасо-Афанасиевского Ярославского мужского монастыря игумена Германа (Кондратьева) «Даждь ми разум творити волю Твою, о молитве и покаянии».

Представленная нашему монастырю тема для доклада, на мой взгляд, является центральной, коренной в иноческом бытии, поскольку, это основы христианского существования не только в жизни монахов, но и благочестивых мирян.

Итак, начиная разговор о молитве и о покаянии невозможно сделать это без отсылок к Священному Писанию, поскольку именно там Господь дает примеры и образцы этих добродетелей, подчеркну, сопряженных с действием.

«Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!”» (Стихира на «Господи, воззвах» в Неделю воспоминания Адамова изгнания (Прощеное Воскресенье).

Эта стихира предлагается нам богослужебной сокровищницей Святой Церкви как молитва Адама, в которой он сокрушается о своем падшем состоянии и взывает к Богу о помиловании.

Примеров молитвы в Священной Истории, безусловно, не мало. Здесь можно вспомнить и Авраама, и Моисея, и Аарона. Самый яркий сборник молитв всех этих праотцев – Псалтирь, составленная Давидом. Но не все Псалмы являются его произведениями. По словам святителя Афанасия Великого, Псалтирь «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания».

И вот Новый Завет обращается к нам: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).

«Молитесь за обижающих вас» (Лк.6:28).

«Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим.2:1).

Как канон (правило/ мерило молитвы) Господь, Сам, в ответ на просьбу учеников, дает нам молитву «Отче наш» (Мф.6:9-13; Лк.11:2-4)

Итак, убедившись в Богозаповеданности молитвы, как части существования человека, мы переходим к текущим современным аспектам молитвы.

«За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь». (Святитель Тихон (Задонский).

Преподобный Силуан Афонский советует: «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы».

Святитель Филарет Московский: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, — опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете… Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».

С древлепринятой традиции монахи молились за весь мир: «Преподобный Макарий Великий шел однажды, увидел череп, посохом тронул его и спросил: — «Скажи, кто ты?» Тот отвечает:— «Языческий жрец. И когда ты, — говорит, — отче, молишься за нас, то нам там все-таки легче. Мы в огне находимся, в пламени».

Значит ли это, что св. Макарий молился именно за языческих жрецов?! Конечно, нет… Он молился за весь мир… и частью этого мира являлись и эти заблудшие овцы Бога Отца…

Именно поэтому святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «…Молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».

Следует сказать и о «подводных» (невидимых) скалах, подстерегающих любого молящегося:

Всякий, принимающий на себя молитву, должен сам осознавать и пояснять просящим у него молитвы, что он не «повелевает» Богу, как «джину в лампе», или как шаман или любой другой язычник или оккультист, используя некие ритуалы, диктует свою волю призванным «богам» и духам, но он (монах, священник, мирянин) лишь умоляет Творца о нуждах людей. Самый яркий пример такого смирения в молитве нам известен из Евангелия: «Отче… не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк. 22:42).

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин.5:16).

Епископ Михаил (Лузин), толкуя это место, разъясняет: «Сказав в предыдущих стихах о силе молитвы верующего во Христа вообще, в рассматриваемых стихах апостол говорит о молитве верующего не за себя самого, а за брата!, то есть всякого ближнего, брата во Христе (1 Кор. 5:11), различая согрешающего грехом не к смерти и грехом к смерти. Связь этих стихов с предыдущим блаженный Феофилакт наводит такую: «сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волею, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией.

И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно, то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит». — Что значит грех не к смерти и грех к смерти? Господь говорит, что всякий грех и хула отпустится, или простится, людям, но хула на Духа Святого не отпустится людям ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31—32; см. прим.). Несомненно, что это различение грехов к смерти и не к смерти имеет в виду в рассматриваемом месте апостол. Грех не к смерти — это всякий грех человека, который происходит от общей слабости человеческой (1 Ин. 1:8; Иак. 3:2 и прим.), грех, очищаемый искренним покаянием и сердечным сокрушением и потому не подвергающий грешника смерти духовной (ср. 1 Ин. 3:14).

Грех к смерти, или смертный грех, — это грех тяжкий, делая который человек делается неспособным к раскаянию. Это грехи хулы против Духа Святого, каковы грехи: упорное неверие в дознанную христианскую истину; упорное отступничество от веры, не принимающее никакого вразумления; ожесточенное закоснение в пагубных еретических заблуждениях и тяжких нераскаянных грехах (см. прим. к Мф. 12:31—32; ср. Евр. 10:26). Судя по тому, что апостол говорит о грехах к смерти и грехах не к смерти без всякого объяснения и указания на них, можно полагать, что апостолу и читателям его послания эти выражения были понятны, может быть, употреблялись как технические термины, о чем свидетельствует и дальнейшая речь. — О грехе не к смерти пусть верующий молится за брата, чтобы Бог по милости Своей даровал согрешающему принесть искреннее покаяние, простил его и даровал ему жизнь, то есть восстановил его духовную жизнь, ослабленную или подавленную грехом. Относительно греха к смерти апостол не дает такого наставления о молитве, как относительно греха не к смерти. Не запрещает, однако ж, положительно молиться за такового апостол, но и повеления не дает. По-видимому, апостол показывает только, что он не может уверять и быть уверенным в силе молитвы за ближнего, согрешающего смертным грехом, что успеху таковой молитвы противодействует неверие, упорство, ожесточение и закоснение в заблуждениях и пороках согрешающего так. Таким нераскаянным грешникам грех их не простится ни в сем веке, ни в будущем, хотя верующий может молиться за них».

Я рискну полагать, что молитва о себе самом является неотъемлемой частью ежедневной молитвы, как монашествующих, так и мирян. Святитель Иларион (Троицкий) говорил: «Молитесь стоя, молитесь сидя, молитесь лежа… только молитесь…»

Стоит ли говорить, что христиане имеют особенную радость и благодатный дар общаться через Бога с теми, кого уже нет среди нас — об усопших…

Эта степень молитвы, безусловно, подразумевает аспект милостыни, ибо мы даем самое важное ушедшим, которые не могут нам ничего дать в ответ – молитву о милосердии Божьем над ними… дай Бог, чтоб их праведность перед Богом, ходатайствовала о нас.

Мы могли бы сейчас обсудить с Вами степени молитвы, известные нам из аскетического наследия: молитву прошения, молитву исповедания, молитву благодарения и, как наивысшую – молитву славословия, и это заняло бы еще достаточно времени. Но прошу ещё Вашего внимания следующей составляющей аксиомы молитвы, жизни и спасения христианина, священнослужителя, монашествующего или мирянина – покаяние.

Примеры благодатной силы покаяния нам известны еще из Священного Писания. Достаточно вспомнить даже только самые яркие: покаяние жителей Неневии, всем известный покаянный псалом праотца Давида и покаяние разбойника на Голгофе.

И всё же, несмотря на приведенную мной общность, случаи покаяния в них разительно отличаются. Если неневитяне стремились избегнуть кары Божией, им извещенной, то Давид вымаливал прощения у Бога за прелюбодеяние и проистекшее из него убийство. Жители Неневии каялись за свою общую беспутную жизнь, Давид — за конкретный грех. И лишь разбойник просил у Господа прощения за всё дурное и злое, совершенное им в жизни, по крайней мере, так повествует нам Священное Предание… Святая Церковь представляет нам покаяние разбойника, как образец раскаяния во грехах.

Услышим слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

«Не тот исповедует грех свой, кто сказал: «Согрешил я», и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, обнаружил грех свой, и возненавидел» (Пс. 35:3) (Святитель Василий Великий).

«Оттого окончательно гибнут христиане вечной смертью, что во все время земной жизни занимаются одним нарушением обетов Крещения… оттого, что не удостаивают ни малейшим вниманием Слово Божие, возвещающее им о покаянии» (Святитель Игнатий Брянчанинов).

В современной жизни церкви мы (как минимум, священнослужители) слышим (а то и сами так поступаем) формальные исповеди «ради причастия»… Аргументы разные: «У меня есть духовник», «Мне не благословили» и т. д., забывая, что неотъемлемая часть нашей молитвы — это покаяние.

Невозможно молиться не с «сокрушенным сердцем».

«В церкви и кающиеся грешники делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать Покаяния! Покаяние есть Божия трапеза, потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудный хлеб Божий! Бог вкушает в нем исповедание совести: Он пьет в Покаянии слезы умиления, в нем наслаждается благоуханием – искренним чувством сокрушения, потому что оно для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, принесенная молитва, покорность со смирением, ибо это угоднее Богу всех других жертв» (Св. Ефрем Сирин).

«Кающемуся двери рая отворяются и объятия Отца Небесного простерты к нему» (Святитель Феофан Затворник).

«2Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся» (Святитель Игнатий Брянчанинов).

Наша молитва – это всегда покаяние. Это не равное наше пред Ним предстояние среди святых угодников или ангелов… это сокрушение о своём богоотступлении из-за грехов…

С Вашего позволения я закончу свой доклад словами преподобного Серафима Саровского:

«…Несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя перед Богом. Непрестанно твори эту молитву преподобного Антиоха: «Дерзая, Владыко, на бездну благоутробия Твоего, приношу Тебе от скверных уст и нечистых устен молитву сию: помяни, яко призвася на мне имя святое Твое, и искупил мя еси ценою крове Твоея, яко запечатлел мя еси обручением Святого Духа Твоего, и возвел мя еси от глубины беззаконий моих, да не похитит мя враг. Иисусе Христе, заступи мя и буди ми помощник крепкий в брани, яко раб есмь похоти и воюем от нея. Но Ты, Господи, не остави мя на земли повержена во осуждении дел моих: свободи мя, Владыко, лукавого рабства миродержителя и усвой мя в заповедях Твоих.

Путь живота моего, Христе мой, и свет очей моих – лице Твое. Боже, Владыко и Господи, возношения очей моих не даждь ми, и похоть злую остави от мене; заступи мя рукою Твоею святою. Пожелания и похотствования да не объимут мя, и душе бесстудней не предаждь мене. Просвети во мне свет лица Твоего, Господи, да не объимет мене тма, и ходящий в ней да не похитят мя. Не предаждь, Господи, зверем невидимым душу, исповедающуюся Тебе. Не попусти, Господи, уязвитися рабу Твоему от псов чуждих. Приятелище Святого Духа Твоего быти мя сподоби, и дом Христа Твоего, Отче Святый, созижди мя.

Путеводителю заблудших, путеводствуй мя, да не уклонюся в шуяя. Лице Твое, Господи, видети вожделех. Боже, светом лица Твоего путеводи мя. Источник слез даруй ми, рабу Твоему, и росу Святого Твоего Духа даждь созданию Твоему, да не иссохну яко смоковница, юже Ты проклял еси: и да будут слезы питием моим, и молитва моя пищею. Обрати, Господи, плач мой в радость мне, и приими мя в вечныя Твоя скинии. Да постигнет мя милость Твоя, Господи, и щедроты Твоя да объимут мя, и отпусти вся грехи моя. Ты бо еси Бог истинный, отпущаяй беззакония. И не попусти, Господи, посрамитися делу рук Твоих по множеству беззаконий моих, но воззови мя, Владыко, единородным Твоим Сыном, Спасителем нашим.

И воздвигни мя лежащего, яко Левию мытаря, и оживотвори мя грехми умерщвленного, яко сына вдовицы. Ты бо един еси воскресение мертвых, и Тебе слава подобает во веки. Аминь» (Преподобный Антиох, Слово 77).

Таким образом, исходя из вышеприведённых примеров Священного Писания, житий и богословской мысли святоотеческого наследия, мы приходим к выводу о взаимозависимости, взаимопроникновенности молитвы и покаяния, о важнейшей роли этих добродетелей на пути духовного совершенствования.

Пресс-служба Ярославской епархии