ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА XXX МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ

Новости Новости отделов

В Ярославской епархии прошел региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». По итогам работы регионального этапа была принята резолюция.

«В связи с продолжающейся пандемией COVID-19 пленарное заседание и работа большинства тематических секций была организована в on-line формате. Участники чтений обсудили как блок тем, связанных с заданной повесткой, так и вопросы, касающиеся специфики работы своих отделов.

Также, по традиции, в рамках епархиального этапа Международных Рождественских образовательных чтений состоялась церемония награждения победителей I (регионального) этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Ярославской митрополии.

Тема, заявленная в рамках проведения Чтений, представляется участникам чрезвычайно значимой и актуальной, так как без всякого историософского пафоса нужно отметить, что современная Российская Федерация до сих пор во многом определена в своем развитии той парадигмой, которую, подобно архитектурному плану, не только предложил, но и начал воплощать в жизнь царь Петр Алексеевич Романов, будущий первый Император Всероссийский.

Хотя отечественная историография привычно связывает термин «секуляризация» с процессом отчуждения церковных земель в пользу государства, произошедшим во второй половине XVIII века, однако социология говорит о принципиально более значимом процессе – снижении роли религии в жизни общества, что вполне однозначно просматривается как в ряде эпизодов жизни самого Императора, так и последующей истории Российской Империи.

При этом нельзя не признать, что сам феномен секуляризации зарождается именно в христианском обществе, и зиждется на провозглашаемой Новым Заветом свободе человеческой совести – свято соблюдаемой Богом возможности всякому человеку избрать благо или зло, построить жизнь в соответствии с заповедями Божиими или в отрыве от них. Традиционные религии, в том числе ветхозаветная, мыслят человека только внутри его национально-религиозного контекста, как часть народа, на основании этой характеристики с необходимостью реализующего и собственную религиозную принадлежность. Если мы говорим о том, что по слову апостола Павла во Христе нашел свое исполнение закон Моисеев (Рим.10:4), то не можем не признать новозаветное учение о личности безусловно превосходящим свои ветхозаветные предпосылки, а отсюда мы должны обозначить секулярность как одну из естественных форм реализации человеком и обществом собственных свобод.

Однако, история XX века показала, что автономное развитие гуманистических ценностей лишь в их секулярном поле вне какой-либо корреляции с родившим их христианством оборачивается для человечества катастрофой, что ясно видно на примерах двух молохов – коммунистического и нацистского.

Взаимодействие религиозного и секулярного как тезиса и антитезиса с необходимостью привело к формированию совершенно нового феномена, характерного именно для европейской христианской цивилизации, а значит – в полной мере и для современной России. Имя ему – постсекуляризм, и участники Чтений солидарны во мнении, что именно через данную призму мы можем и должны рассмотреть и уврачевать последствия секулярной агрессии, оказавшие негативное влияние на исторический путь нашего государства. По верному замечанию Юргена Хабермаса, феномен постсекулярного может существовать лишь в обществах, прошедших ранее этап секулярного развития, но из этого этапа уже вышедших. Пример религиозного возрождения в Российской Федерации при сохраняющемся высоком уровне светскости общества указывает на факт осуществления постсекулярного синтеза в современном российском социуме.

Участники Чтений едины во мнении, что постсекулярный синтез, стихийно осуществляемый в нашем обществе, нуждается в изучении и осмыслении. Усиление влияния религиозных институтов ни в коей мере не является возвращением к некоему мифическому «средневековью», которым пугают своих последователей представители «нового атеизма». Перед нами открывается ряд общественно-значимых точек роста, предотвращающих, по словам Дмитрия Узланера, «монологический диктат какого-то одного мировоззрения» и способных вывести диалог между религиозным и секулярным на новый уровень, на котором мы, христиане, должны поступать, по слову апостольскому, «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1Пет.2:16)».

Пресс-служба Ярославской епархии