МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: ТОЛЬКО В ЕДИНСТВЕ РАЗУМА И ВЕРЫ, НАУКИ И НРАВСТВЕННОСТИ ВОЗМОЖНО ПОСТРОИТЬ ОТВЕТСТВЕННОЕ, СПРАВЕДЛИВОЕ И МИЛОСЕРДНОЕ ОБЩЕСТВО

Новости Служение митрополита

27-28 июня в Ярославле прошла II Всероссийская конференция с международным участием «Биоэтика и глобальные социальные трансформации». В адрес участников форума было направлено приветствие митрополита Ярославского и Ростовского Вадима.

Уважаемые организаторы, гости и участники конференции!

Сердечно приветствую вас на этом важном и своевременном научном форуме, посвящённом вопросам биоэтики и глобальных социальных трансформаций. Мы сегодня собрались в стенах Ярославского государственного медицинского университета, где соединяются традиции служения человеку и научного поиска, чтобы вместе осмыслить вызовы, стоящие перед современной медициной и обществом.

Биоэтика сегодня — это не просто часть медицинской науки, а нравственный компас, который помогает врачам, учёным и всем, кто причастен к служению человеку, не потерять из виду главное — достоинство и уникальность каждого человека. Ведь именно служение человеку, а не слепое стремление к прогрессу ради прогресса, является высшим смыслом медицины и науки. За последние десятилетия мы стали свидетелями поразительного прогресса в медицине и биотехнологиях, но вместе с достижениями в области искусственного интеллекта, генной инженерии, нейротехнологии и фармакологии перед нами открываются новые горизонты, порой тревожные и требующие глубокого нравственного осмысления. Если мы позволим технологиям подменить человеческое участие, медицина рискует превратиться в безличный механизм, где пациент — всего лишь объект обработки данных. Внедрение искусственного интеллекта в медицинскую практику позволяет повысить точность диагностики и эффективность лечения, но не способен заменить врачебную интуицию или ответственность принятия тех или иных решений.

Особое беспокойство вызывают эксперименты в области генной инженерии. С одной стороны, они дают надежду на излечение тяжёлых наследственных заболеваний, но с другой — ставят перед нами вопрос о пределах вмешательства человека в замысел Творца. История знает трагические примеры, когда попытки «усовершенствовать» человека приводили к тяжелейшим последствиям. Так, идеология евгеники в XX-ом столетии, основанная на ложном представлении о возможности «улучшения» человеческой расы, привела нацистскую Германию к преступлениям против человечности, страданиям и гибели миллионов. Это яркое напоминание о том, как опасно нарушать законы мироздания и человеческой этики ради мнимого прогресса или возвеличивания одних людей над другими.

Не менее тревожны эксперименты в области нейрофизиологии, где речь идёт о вмешательстве в мозг и сознание человека. Манипуляции с памятью, эмоциями и волей способны разрушить личность, лишить человека свободы выбора, превратить его в объект внешнего управления. Ярким примером этих трансформаций является развитие системы расширения возможностей человеческого интеллекта за счёт подключения внешних когнитивных ресурсов к коре головного мозга, именуемых «экзокортексом», это лишь начальный этап и результат современных достижений технического прогресса. То, о чём говорили футурологи, уже становится обыденной реальностью. Исследования всё больше вводят нас в зависимое пользование целой экосистемой экзокортекса, включающей:

•          Искусственный интеллект, такой как ChatGPT, DeepSeek, Gemini, которые обрабатывают информацию несравнимо эффективнее человека.

•          Облачные хранилища и вычисления, предоставляющие доступ к огромным базам данных в режиме реального времени.

•          Дополненную реальность: виртуальные очки, системы проецирования на сетчатку глаза, нейростимуляторы чувств.

Завершающим элементом экзокортекса предполагаются инвазивные методы обмена информацией – импланты с нейроинтерфейсом, позволяющие считывать нейросигналы по типу связи мозг-компьютер и обеспечивать обратную связь. Подобные исследования уже активно ведутся различными компаниями.

Интеграция ИИ с сознанием и мозговой деятельностью может привести к опасности утраты уникальной творческой природы человека, его духовной целостности и автономии. Человек может превратиться в гибридную сущность, где эмоции, мысли и решения частично или полностью обусловлены алгоритмами, а не свободным выбором и нравственным осмыслением. Это поднимает фундаментальные вопросы о человеческой личности и сохранении образа Божия.

Сегодня в центре биоэтического дискурса всё чаще поднимается вопрос о праве на создание так называемого киберчеловека. Двадцать пять лет назад, когда разрабатывался один из основных документов «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», дающий ответ на многие вызовы, стоящие перед Церковью и обществом, подобная проблематика даже не рассматривалась, хотя вопросам биоэтики посвящена одна из самых больших глав документа. Сейчас появилась необходимость учитывать совершенно новые вызовы, способные нанести куда больший урон человечеству.

Что значит быть человеком? Обладает ли ИИ тварностью? Способен ли ИИ в будущем обладать антропоморфными признаками? Как сохранить свободу воли и духовную целостность личности человека? …и многие другие. Возможное создание киберчеловека – это не просто технологический прорыв в нейротехнологии, но прежде всего нравственный, духовный, требующий взвешенного подхода, вызов перед человечеством.

Сегодняшняя конференция организована Медицинским университетом – вузом, где не только совершаются научные исследования, но прежде всего получают образовательный базис студенты – будущие врачи. Нельзя не переживать за их будущее. Современные технологии использования искусственного интеллекта в образовательной среде должны стать для них лишь инструментом для обработки огромных массивов информации, но не должны отучать их думать. К сожалению, ИИ способствует формированию у студента лишь поверхностных аналитических качеств, например, способности обрабатывать в одно мгновение тысячи статей, быстро найти объект для новизны исследования, но также может совершенно отучить подрастающее поколение глубоко разбираться в предмете исследования, формулировать свои мысли. Мы рискуем, сформировать целое поколения «юзеров» науки, знающих как пользоваться информацией, но не понимающих базовые законы и принципы своего предмета.

Западная система высшего образования, ориентированная на коммерческую значимость научного продукта, привнесла катастрофические изменения и в нашу классическую высшую школу. Основной тенденцией стало сильное сокращение лекционных часов по отношению к практическим занятиям, что неминуемо приведет к утрате широты научной эрудиции и ухудшению качества знаний.

В этих условиях роль Церкви как хранительницы духовных и нравственных ценностей становится особенно важной. Мы не противостоим науке, напротив, стремимся к открытому и честному диалогу, совместному поиску ответов на самые сложные вопросы современности. Церковь призывает помнить, что за каждым научным открытием стоит человек — образ и подобие Божие. Только в единстве разума и веры, науки и нравственности возможно построить ответственное, справедливое и милосердное общество.

Дорогие участники конференции! Пусть Ваши труды будут направлены на утверждение истины, добра и милосердия. Пусть Господь дарует вам духовную мудрость, чтобы вы могли с честью нести своё служение человеку, не забывая о высших богоданных нравственных ориентирах. Желаю всем плодотворной работы, глубоких дискуссий и новых открытий, которые будут служить на благо человека и общества.

С уважением и пожеланиями помощи Божией в работе,
митрополит Ярославский и Ростовский Вадим

Пресс-служба Ярославской епархии