МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: НАМ ДАНО ВРЕМЯ ПОСТА, В КОТОРОЕ МЫ ДОЛЖНЫ ПРИНЕСТИ РАСКАЯНИЕ О ВСЕХ СВОИХ СОГРЕШЕНИЯХ
Прощеным воскресеньем или неделей сыропустной, воспоминанием Адамова изгнания Православная Церковь завершает подготовительные недели перед Великим постом. В этот день 1 марта 2020 года митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля.
После богослужения владыка напутствовал всех молящихся в соборе словами проповеди, сказав о том событии, которое вспоминается Церковью в последнее воскресенье перед Великим постом.
– Святая Церковь посвящает это воскресенье воспоминанию трагического события – изгнания наших с вами прародителей из рая. Это событие действительно трагическое. Человечество обрело то, для чего не было создано. Обрело то, что по сути являлось их произведением, произведением их воли, их дел, мыслей и устремлений. Но еще до этих пор грянула величайшая трагедия, когда некоторые от ангельского мира, созданные Богом свободными, со всеми благими устремлениями, созданные для мира, для радости, для света, для блаженства, отошли от Господа и удалились, образовав ту силу тьмы, которую мы называем сатаной, дьяволом и нечистой силой. Таким образом прежде истории человеческой произошла трагедия, которая образовала некое зло. Оно не было создано. Господь создал мир во всей полноте и во всей благости. Зло не было сотворено, было сотворено только добро. И человек, и ангельский мир служили только добру. Но наделенные свободной волей некоторые от ангельского мира отошли от Господа и, отойдя от Него, возомнили себя, противопоставив Богу, равными Богу.
И сегодня, вспоминая событие изгнания из рая наших прародителей, вспоминаем о том, что именно силы зла в обрезе змия нашептывали нашей прародительнице Еве, а затем через нее и Адаму о том, что им надлежит вкусить от дерева познания добра и зла, сделать именно то, что было заповедано не совершать Богом. Тогда им было явлено то, что могло быть привлекательным для человечества – если вы вкусите, не взирая на запрет Божий, то будете как Боги. Именно это устремление и это обещание искусило наших прародителей. И ела Ева от дерева и дала мужу своему Адаму, и так пали наши с вами прародители. Одна лишь заповедь была у них. Заповедь не вкушения от этого дерева, данная Богом. Все остальное служило только им. Служило их добру, их благополучию, их святости, научению их в добре и истине, радости и свете. И тем не менее человечество пало, наделенное свободой воли. Конечно же, искушаемое змием. Конечно же, искушаемое силами зла. Но человек располагал образом и подобием Божием, у него была свободная воля, свободное произволение, и человек не устоял…
Невольно у нас иногда возникает мысль – при чем тут мы? Ведь согрешили наши прародители. Но в том и дело, что мы наследуем то, что унаследовали Адам и Ева. И если обратиться непосредственно к нам, к отдельным личностям, то можем ли мы сказать, что мы в большей мере преданы послушанию воле Отца Небесного, нежели предан был Адам? Не в большей ли мере и мы совершили и совершаем это отступление от воли Отца Небесного, когда попираем заповеди Божии, когда уходим от Бога, когда удаляемся от Него…
Первородный грех – это отступление от воли Отца Небесного, непослушание Его воле, и отсюда происходит порождение всех тех многих прегрешений, многих свойств греха, которые мы с вами наследуем.
Сегодня мы стоим на пороге поста и размышляем о прошлой своей жизни. И эти размышления, если они откровенны, если они честны, если они действительно идут от глубины души нашей, не радуют нас, но повергают в горестное состояние. Мы, вдруг, видим, что мы чаще всего пребываем не в том состоянии, которое заповедал нам Господь – в блаженстве света неприступного, в радости исполнения божественных повелений и божественной благодати, но пребываем в состоянии отрицания таковых. Чаще пребываем в горе и печалях, и не только сами пребываем, но и заражаем всех окружающих, и чаще всего являемся носителями этого зла.
Сегодня Святая Церковь, чадолюбивая Мать наша, обращает нас к нашему внутреннему состоянию и дает нам время Великого поста для того, чтобы мы осмыслили всю трагедию потери райского блаженства и вспомнили те слова, которые Господь предрек, обращаясь к змею – семя жены сотрет главу твою, «оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). И это, как говорят святые отцы, является Первоевангелием, которое дает надежду на наше спасение. И мы знаем, что это наступило в Благовещении Пресвятой Богородицы, наступило с Рождением Господа нашего Иисуса Христа. И если осталось некое наследие первородного греха, то оно преодолимо Господом, Который пролил кровь Свою неповинную на Кресте нас ради и нашего ради спасения. Остались последствия, которые повергают нас в то или иное состояние греха, но вместе с тем нам дарована величайшая, счастливейшая возможность в Таинстве Исповеди и Причащении обрести жизнь вечную и обрести Царство Божие, к которому мы все устремляемся. И не случайно Своим Воскресением Господь всех нас воскрешает…
Нам дано время поста, в которое мы должны принести раскаяние о всех своих согрешениях, прежде всего, пред Богом, и, испросив прощение у ближних и получив таковое, устремиться к Богу, который ждет нас, своими любвеобильными объятиями желая обнять нас, ожидая нашего покаяния, ожидая Нашего обращения.
Пресс-служба Ярославской епархии