СЕРАФИМ (САМОЙЛОВИЧ), УГЛИЧСКИЙ, АРХИЕП., СЩМЧ.: †1937

Без рубрики

Дни памяти:

4 ноября

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

 

Архиепископ Серафим (Семён Николаевич Самойлович) родился 19 июля 1881 года в городе Миргороде Полтавской губернии в семье псаломщика.

В 1896 году окончил Лубенское духовное училище, а в 1902 году — Полтавскую духовную семинарию.

В 1902 году, окончив семинарию, отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял епископ Тихон (Беллавин).

1 августа 1902 года определен учителем Уналашкинской миссионерской школы.

1 июля 1905 года определен учителем двухклассной миссионерской школы в городе Ситка.

25 сентября 1905 года епископом Аляскинским Иннокентием (Пустынским) пострижен в монашество с именем Серафим; 2 октября был рукоположен в сан иеродиакона с причислением к Ситкинскому архиерейскому дому; 25 марта 1906 года — рукоположен в сан иеромонаха.

1 августа 1906 года назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.

25 марта 1908 года назначен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. В тот же день за усердие и ревность по службе был удостоен набедренника.

Служение иеромонаха Серафима в Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Владыка Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие, за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной паствой. Расстроенное здоровье и суровый климат побудили его подать прошение об освобождении от занимаемой должности. 4 октября 1908 года по состоянию здоровья освобожден от должности. Вернулся в Россию. Служил в Ярославской епархии, куда приехал вслед за архиепископом Тихоном.

С 25 мая по 25 августа 1909 года — помощник епархиального миссионера Владикавказской епархии.

С 1 сентября 1909 года — духовник Александровской духовной семинарии (в городе Ардоне в Осетии), недолго исполнял обязанности инспектора семинарии с освобождением от должности помощника епархиального миссионера.

13 апреля 1910 года назначен наместником Могилево-Братского монастыря, однако принять управление монастырем он, по-видимому, не успел.

29 апреля 1910 года скончался наместник Ярославского Толгского мужского монастыря архимандрит Порфирий (Кулаков). Архиепископ Тихон сумел добиться от Святейшего Синода назначения иеромонаха Серафима на освободившуюся должность.

Одной из главных забот нового наместника стала подготовка к 600-летию Толгского монастыря, которое должно было состояться в 1914 году.

11 мая 1912 года иеромонах Серафим был возведен в сан игумена.

В 1913 году им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона в 5 тысяч рублей при отце Серафиме был расширен монастырский странноприимный дом.

К юбилею под руководством игумена Серафима был составлен историко-статистический очерк на 172 страницы с фотографиями: «Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914».

Торжества, посвященные 600-летию монастыря прошли под руководством архиепископа Ярославского Агафангела спокойно и благополучно. Их кульминация пришлась на 7–10 августа 1914 года. Все запланированное было сделано в срок, а игумен Серафим за понесенные труды был удостоен ордена Святой Анны III степени.

С началом Первой мировой войны 1914 года игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых, а также обратился к архиепископу Агафангелу с прошением об отчислении 500 рублей на нужды раненых, а также о разрешении в продолжение войны 3% братской кружки отдавать на нужды войны.

23 сентября 1915 года определением Святейшего Синода игумен Серафим был назначен настоятелем Угличского Покровского Паисиева монастыря.

29 июня 1916 года возведен в сан архимандрита.

В июле 1917 года отец Серафим был участником Съезда ученого монашества, проходившего в Московской духовной академии.

С 15 февраля 1920 года архимандрит Серафим был рукоположен в епископа Угличского, викария Ярославской епархии.

В июле 1922 года епископ Серафим был арестован, некоторое время находился в Ярославской тюрьме.

В прошении верующих Харькова от 16 декабря 1923 года значится, что его краткосрочный визит в Харьков вернул православию 6 храмов, в связи с чем просили «о его назначении к управлению Харьковской епархией». До 15 января 1924 года епископ Серафим временно управлял Харьковской епархией.

В начале 1924 года владыка был назначен временно управляющим Ярославской епархией и патриархом Тихоном был возведен в сан архиепископа.

В первой половине 1920-х годов входил в число консервативных архиереев, группировавшихся вокруг настоятеля московского Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) — так называемых «даниловцев».

12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В 1925–1926 годах в связи с пребыванием митрополита Агафангела в Нарымской ссылке архиепископ Серафим вновь несколько месяцев руководил Ярославской епархией.

В начале 1926 года активно поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в его противостоянии григорианским раскольникам.

29 декабря 1926 года вступил в должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя, де-факто возглавив управление Патриаршей Церкви — после того, как были последовательно арестованы Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), его заместители — митрополит Сергий (Страгородский) и митрополит Иосиф (Петровых). Последний подписал завещание, согласно которому в случае его ареста права Заместителя передавались архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву), в случае невозможности его приступить к своим обязанностям — архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), а если и тот не сможет принять дела — архиепископу Серафиму (Самойловичу).

Власти воспрепятствовали первым двум кандидатам возглавить церковное управление и в обязанности Заместителя местоблюстителя вступил сравнительно малоизвестный и молодой архиепископ Серафим. В своем послании просил епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой церкви и все дела, кроме принципиальных и общецерковных, как, например, избрание и хиротония во епископа, решать окончательно на местах. В то же время запретил в священнослужении архиепископа Томского Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию.

В марте 1927 года архиепископ Серафим был вызван ответственным сотрудником ГПУ Е.А. Тучковым в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Через три дня освобожден и выслан обратно в Углич. Отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода. Отказался решать принципиальные вопросы без согласия находящихся в заключении старших иерархов.

В апреле 1927 года митрополит Сергий (Страгородский) был освобожден из заключения, и архиепископ Серафим передал ему свои полномочия Заместителя местоблюстителя «без всяких оговорок, по доверию к нему». Таким образом архиепископ Серафим нес это послушание ровно 100 дней.

6 февраля 1928 года вместе с митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским), архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым), епископом Евгением (Кобрановым), а также находившимся в Ростове митрополитом Иосифом (Петровых) подписал обращение, в котором осуждали «Декларацию» митрополит Сергия. В ней архиереи выразили верность иерархическому подчинению Патриаршему местоблюстителю митрополиту Петру и объявили о самостоятельном управлении Ярославской епархией.

17 февраля 1928 года был арестован и выслан в Могилев, находясь в заключении в 6 верстах от города в Буйничском Свято-Духовом монастыре.

11 апреля 1928 года митрополит Сергий принял решение уволить архиепископа Серафима от управления Угличским викариатством. Однако митрополит Сергий ценил архиепископа Серафима. По свидетельству современников, архиепископу Серафиму в случае примирения с митрополитом Сергием был предложен сан митрополита и любая епархия, но он ответил: «предпочитаю страдать за Церковь». В мае 1928 года было принято решение предать его каноническому суду, запретить временно священнослужение в Ярославской и Московской епархиях, потребовать в месячный срок выразить послушание митрополиту Сергию и Синоду.

Существует информация, что в мае 1928 он примирился с митрополитом Сергием, однако, в любом случае, остался при своей позиции. По другим данным, владыка Серафим направил заместителю местоблюстителя новое послание, повторяющее основные мысли предыдущего. В любом случае, назначений на церковные должности от митрополита Сергия он не принимал. Его дальнейшая судьба — постоянное пребывание в ссылке и лагерях — свидетельствует об отказе от тех компромиссов с властями, которые владыка Серафим считал недопустимыми.

Архиепископ Серафим делал дневниковые записи, в которых описывал как в тяжелейшей обстановке 1920–1930-х годов при постоянной угрозе обыска и ареста мало кто из видных церковных деятелей отваживался вести и хранить дневниковые записи. Они легко могли попасть в руки Госбезопасности и превратиться в «вещдоки» «преступной антисоветской деятельности» их авторов.

20 января 1929 года написал «Послание», в котором продолжал обличать политику митрополита Сергия; послание, в частности, гласило: «все прещения, наложенные и налагаемые так называемым Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и его так называемым временным Патриаршим Синодом, незаконны и неканоничны, ибо митрополит Сергий и его единомышленники нарушили соборность, прикрывши ее «олигархической коллегией», попрали внутреннюю свободу Церкви Божией, уничтожили самый принцип выборного начала епископата… Митрополит Сергий, увлекающий ныне малодушных и немощных братий наших в новообновленчество, нашего доверия не оправдал». Послание было опубликовано в официальном органе Архиерейского Синода РПЦЗ «Церковные ведомости».

Послание не имело большого влияния, если не считать некоторых попыток представителей РПЦЗ опереться на него. Например, в 1930 году редакция «Церковных ведомостей» сообщала: «В настоящее время подавляющее большинство епархий окончательно отделилось от митрополита Сергия и руководствуется в своей церковной жизни известным посланием Высокопреосвященнейшего Серафима, епископа Угличского».

2 марта 1929 году архиепископ Серафим был арестован в Буйничском монастыре. 14 марта ему было предъявлено обвинение в распространении антисоветских документов; 17 мая 1929 года осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР по указанной статье и приговорен к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

На Соловках на строительных работах, поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, упал с лесов и сломал ребра, которые плохо срослись, что сделало его инвалидом.

Осенью 1930 года архиепископ Серафим был отправлен на строительство Беломорканала.

Осенью 1931 года переведен на «материк» — командировка «Новая биржа» около Май-Губы, где находился на инвалидных работах.

В марте 1932 года отправлен в Коми-Зырянскую область.

В 1933 году вновь был осужден к трем годам ссылки, которую отбывал в Архангельске.

Существуют сведения, что примерно в 1934 году им было написано еще одно послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещенным в священнослужении за «антиканоническую деятельность», начиная с 1927 года.

В 1934 году вновь арестован по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» и приговорен к пяти годам лишения свободы в лагере. Заключение отбывал в Кемеровском ИТЛ, по другим данным, в городе Свободном Амурской области.

В 1937 году был арестован в лагере и 9 ноября расстрелян.

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. 20 августа 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви причислен к сонму Новомучеников и исповедников Российских.