КОНСТАНТИН ЛЮБОМУДРОВ, ИЕРЕЙ, СЩМЧ. (1937)
Дни памяти:
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
19 ноября
Священник Константин Павлович Любомудров родился 27 июля 1879 года в селе Георгиевском Ростовского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика.
Учился в Ярославском духовном училище, откуда был уволен по прошению из второго класса.
12 ноября 1896 года был определен псаломщиком Пятницкой церкви в городе Ярославле.
В 1900 году Константин Павлович выдержал экзамен при Ярославской духовной семинарии на звание учителя церковноприходской школы и получил место учителя при Смоленской церкви. За особые труды по народному образованию в 1902 году был назначен учителем Феодоровской школы в городе Ярославле. Одновременно он преподавал арифметику в 1‑й Ярославской воскресной школе для взрослых. В 1903 году был назначен учителем пения Рождественской женской школы.
В мае 1908 года был рукоположен во диакона ко храму Рождественского монастыря в городе Ростове, а в июле того же года — во священника ко храму Преображенского Севастиановского женского монастыря в Пошехонском уезде.
В 1911 году назначен настоятелем Никольской церкви в селе Марково Ростовского уезда, и в том же году — законоучителем Марковского двухклассного училища.
Вскоре отец Константин овдовел, после чего принял решение всецело посвятить себя служению Церкви.
В 1913 году сдал экзамены за семинарский курс и в 1915 году поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. С 1916 года служил экономом в Академии. Одновременно учился вольнослушателем в Московском археологическом институте, который окончил в 1917 году с серебряной медалью и со званием ученого архивиста — защитил диссертацию на тему «Святой Димитрий Ростовский и его проповеди». В 1917 году был зачислен в число студентов первого курса Московской духовной академии. С 1919 года — эконом Электротехнической академии, которая размещалась в здании МДА.
В 1919 году окончил Московскую духовную академию и был назначен сначала в клир, а затем настоятелем церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.
С 1928 года также служил в храме святителя Климента, папы Римского.
16 апреля 1932 года был арестован вместе с большой группой священнослужителей и мирян. Обвинялся в «группировке вокруг церквей города Москвы, проведении среди церковников антисоветской агитации и распространении всякого рода контрреволюционных провокационных слухов», а также «в организации широко разветвленной сети по сбору денег и продуктов для оказания помощи ссыльному духовенству». Содержался в Бутырском изоляторе ОГПУ.
На допросе следователь спросил, где отец Константин служит, а также, о чем говорит в проповедях, на что священник ответил, что проповедей, носящих антисоветский характер, он не произносит и проповедует в строго церковном духе.
10 мая 1932 года особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Константина к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен этапом в город Алма-Ату.
Возвратившись в 1935 году из ссылки, где пробыл три года, «был без определенных занятий по болезни… проживая на свои оставшиеся сбережения, помощь дочери и подаяния верующих граждан». Не получив места в Москве, был вынужден уехать в Можайск, откуда часто приезжал в Москву для духовного окормления многочисленных духовных детей, совершая по их просьбе требы в домах.
В августе 1937 года на отца Константина был выписан ордер на арест, но так как он «нелегально жил на квартирах своих посетителей», то арестовать его смогли лишь в октябре.
29 октября 1937 года священник был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве; показания о нем на следствии дали священник и диакон-обновленец, которые, по-видимому, еще и ранее доносили о нем в НКВД.
Вызванный на допрос в качестве дежурного свидетеля священник Михаил Хитровский показал, что средством к существованию для отца Константина служила нелегальная церковная деятельность: «Он на квартирах своих многочисленных почитателей совершал тайно церковные богослужения и различные церковные требы. Любомудрова часто можно было видеть в церкви, где он вокруг себя собирал верующих старушек, которых обрабатывал в антисоветском духе, рассказывал им как он жил в ссылке, а также о якобы имеющемся тяжелом положении осужденных. Он говорил, что осужденные влачат голодное существование, их заставляют выполнять непосильные работы, в результате чего заключенные умирают. Любомудров призывал верующих, чтобы они не забывали арестованных и оказывали им материальную помощь. Кроме того, Любомудров распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся гонении на религию и духовенство».
Вызванный для допроса священник Михаил Толузаков показал, будто он отцу Константину еще в 1925 году выговаривал за его антисоветские проповеди, а после возвращения из ссылки отец Константин ему говорил, что епископы готовы дать ему как известному священнику место в любой церкви, но в это дело вмешивается «Лубянка» и не дает ему никакого хода.
17 ноября было составлено обвинительное заключение. Священник был обвинен в том, что, «возвратившись из ссылки, возобновил свою контрреволюционную деятельность, вокруг себя группировал реакционно настроенную часть верующих, среди которых распространял различные контрреволюционные, провокационные слухи, проводил денежные сборы для оказания материальной помощи высланным за контрреволюционную деятельность… На квартирах своих единомышленников совершал тайные богослужения». Тройка НКВД приговорила отца Константина к расстрелу.
19 ноября 1937 года священник Константин Любомудров был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
30 июня 1989 года был реабилитирован прокурором Московской области по 1937 году репрессий, а в 1990 году — по 1932 году.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года священник Константин Любомудров причислен к сонму Новомучеников и исповедников Российских.