МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: ЦАРСТВО БОЖИЕ ДАЕТСЯ С ТРУДОМ
13 сентября 2020 года, в неделю 14-ю по Пятидесятнице, день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля.
В праздничный день за Божественной литургией читалось Евангельское повествование о брачном пире:
«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:1-14).
– Кто такие званные на пир? Званные на пир – это мы, люди, – обратился владыка митрополит со словами проповеди ко всем молящимся в храме. – Потому что мы действительно призваны на этот пир торжества, чтобы разделить с Господом радость существования всего мира.
Но мы знаем, что и поныне пребываем в таком состоянии, что выдумываем различного рода предлоги, чтобы не обратиться к Богу, чтобы не воздать должное Творцу, чтобы не воздать должное Тому, Кто промышляет о мире нашем, даруя нам благополучие, даруя нам те блага, которые позволяют нам наследовать жизнь вечную.
Мы находим различные причины… Один говорит, что приобрел землю. И это то, что давлеет над нами. Мы настолько с вами земные, что пребываем все в земных заботах. Конечно же, человечество в поте лица созидает и возделывает землю, чтобы кормить себя, чтобы думать об окружающем мире. Но первым попечением нашим должно быть попечение о Боге, о Его месте в нашей жизни, о том, каковым образом духовное и созидающее жизнь вечную и дарующее нам жизнь духа и души нашей в вечности, не было пренебрегаемым и было поставлено на должную высоту.
А мы находим различные причины… Всему мы находим время. И нам кажется, что когда-то мы переделам эти дела и наступит время, когда мы сможем посвятить себя делам духовным. Но увы… Жизнь проходит.
Наблюдая, как она течет, не просто течет, но стремительно несется мимо наших очес, мы должны будем сказать, что времени для духовного делания мы часто не находим. Не находим даже на неделе, чтобы собраться в воскресный день в храме. Не находим времени, чтобы родителям преподать утешение и помолиться о них, как о живущих на этой земле, так и об усопших, дабы Господь им даровал Царство Божие. А они наших молитв ожидают. Ожидают нашего предстательства и наших добрых сил. Но, увы, ожидают часто напрасно. К сожалению, мы не понимаем, что нашей заботой в большей мере должно быть не тело, а прежде всего дух. И этот дух вечен. И наши родители, и наши близкие живут вечно…
Забываем мы о том, чтобы и чад своих, своих ближних наставить в истине и добре. И они, взирая на нас, к сожалению, этому не научаются. Не научаются, потому что сами мы ведем зачастую образ жизни далекий от того, чтобы иметь духовное попечение, созидать духовное, которое бы главенствовало и которое было бы основанием для всей нашей земной жизни. И тогда наша земная жизнь имела бы в определенной степени и успех, и протекала бы в ином качестве, и была бы исполнена той фундаментальной основы на добре, когда бы само зло, живущее в мире, уже стало бы невозможным.
Но мы не находим ни времени, ни сил. Не находим должного усердия. Но Царство Божие нудится, Царство Божие дается с трудом, как все то доброе, что достигаем мы в этом мире. И заметьте, как силы зла могут объединяться, могут создавать различные союзы и бывают сплоченные. Но люди в добродетели не бывают столь единодушны. К сожалению, у нас и нет образца единой приходской жизни. Она происходит у всех по-разному. В лучшем случае, мы собираемся здесь при совершении Божественной литургии, причащаемся и уходим. И забываем, что это – начало, что это – освящение нашей жизни, это только приобщение к тому пиру, к которому призывает нас Господь. А нужно разделить и все последующее.
Бывает и другое состояние. Когда те, кого приглашали на пир, сетовали на то, что им нет дела до торжества Царя. Так и в жизни нашей происходит. Когда мы, увлеченные своими переживаниями, своими заботами, не можем разделить с Господом радость торжества, радость нашего творения, радость приобщения к Божественной сущности, радость Божественной Евхаристии, радость того существования человечества, которое ожидает жизни вечной, не можем, в силу того, что увлечены своими проблемами, своим эгоизмом, который определяет всю нашу жизнь.
Происходит и так, что люди не только не обращаются на призыв Божий, но еще и тех, кто вещает о таковом, кто является апостолами добра, апостолами Божиими, гонят. Гонят и убивают, как было в истории Христианской Церкви. И сегодня эти гонения не прекращаются. Не прекращаются потому, что всякий, молвящий доброе слово, подвергается осмеянию. Потому что не приемлются даже принципы, которые говорят о благе. Благо – это не только личное удовольствие. Благо – это созидание любвеобильных отношений между людьми, созидание этой любви в добре, в истине. Именно в истине, основанной на подлинной Истине, которой является Евангелие, которой является Слово Божие.
И Христос говорит: «Много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14). Всем мы с вами званые. Многие в мире крещены. И нет, наверное, на земле нашей человека, который бы не знал о Христе, не знал бы о Его учении. Но многие ли за Ним идут? И это очень печально. Многие званы, но мало избранных. Тех избранных, кто войдет в радость Господа, кто наследует райские обители, не будет много.
Эта притча как раз является для всех нас назидательной, необходимой для нашего осмысления, для того, чтобы мы сделали выводы, которые бы определили нашу жизнь и которые имели бы в основе подлинное счастье, счастье в Боге, во Христе, счастье в этом брачном пире, к которому призывает нас Господь, чтобы унаследовать то, что уготовал Господь любящим Его.
Пресс-служба Ярославской епархии