КАЗАНСКАЯ ИКОНА И ФОНДЫ МИТРОПОЛИЧЬИХ ПАЛАТ
Казанская икона – одна из самых чтимых икон в Ярославле. В городе находился чудотворный список с Казанской иконы, который даже именовался «Богоматерь Ярославская Казанская». Именно для этой иконы в 90-е годы XVII века была написана рама с клеймами Сказания. В настоящее время рама находится в экспозиции Митрополичьих палат, а для Казанского женского монастыря написана ее копия.
Автором рамы принято считать мастера Лаврентия (Иллариона) Севастьянова, сына прославленного ярославского знаменщика Севастьяна Дмитриева, который расписывал Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля в середине XVII века. Лаврентий Севастьянов получил хорошую профессиональную подготовку у своего отца, и в свое время оказался под влиянием работ Семена Спиридонова Холмогорца. Благодаря этому сочетанию, он создал неповторимое произведение, в котором излюбленные ярославские монументальные формы нашли миниатюрное воплощение. Внутри каждого клейма выстроена хорошо читаемая композиция с несколькими просторными планами, с динамичным развитием сюжета и выразительными ракурсами фигур. Эти композиции легко представить написанными на стене храма, а они являются миниатюрными клеймами размером 18х18 см.
Из наследия Лаврентия Севастьянова сохранилась подписная икона «Николай Чудотворец с клеймами жития» (ок. 1685 г. собрание Ярославского музея-заповедника) и роспись ярославской церкви Спаса-на-Городу, выполненная под его руководством в 1693 году. Для истории ярославского искусства это — роскошь, чтобы сохранилась и эталонное иконописное произведение, и монументальная работа.
Пресс-служба Ярославской епархии по материалам музея Митрополичьи палаты