МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА ПРЕОБРАЗИЛА УЧЕНИКОВ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В продолжении праздника Пятидесятницы на следующий день отмечается День Святого Духа. Церковь установила праздник Святого Духа «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы» в противовес тем ересям, которые в своем учении умаляли Святого Духа.По учению Церкви, Святой Дух является Третьим Лицом Пресвятой Троицы, то есть Он обладает такой же Божественной сущностью как Бог-Отец и Бог-Сын. В связи с этим, как учат святые отцы, верующие должны воздавать Ему такое же поклонение и прославление, как и первым двум Лицам Троицы.
В праздничный день, 8 июня 2020 года, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Свято-Введенском Толгском женском монастыре. После богослужения владыка напутствовал всех молящихся в храме.
– Со Святым Духом мы связываем и творение Божие, творение мира, творение человека, связываем и то промышление о мире, которое осуществляет Господь,.. – отметил владыка митрополит. – Не случайно некоторые даже говорят, что сейчас существует эпоха Святого Духа. Если раньше было время Бога-Отца, второе – Бога-Сына, которое описано в Евангелии и Деяниях Апостолов, то третье, якобы, Бога-Духа. Нельзя разделять так. Потому что промышление о мире, промышление о роде человеческом было всегда от сотворения мира. И человек, и мир весь был сотворен по предвечному определению Святой Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. И Они неразлучны и равны, не смешаемы, но нераздельны, и соборы святых отцов подтвердили это.
Когда мы говорим о Духе Святом, мы вспоминаем дни творения и вспоминаем как это происходило. Когда создана была некая масса, то над ней, над некоей этой материальной массой, носился Дух Божий, это и была третья ипостась Святой Троицы, оживотворяя и взывая к жизни то, что потом явило свое продолжение в последующие дни творения Божия мира…
Наверное тайну Святой Троицы иконографически никто лучше, чем Андрей Рублев, не открыл. Если вдуматься, то действительно, посмотрев на эту икону, мы увидим все богословие, которое заключено в этом гениальнейшем изображении, изображении, которому нет равных. Это не черные квадраты Малевича. Это не нечто то, что создаст человечество в последующее время. Великим образцом живописи и иконописи, и в то же время, духовного ее содержания, явилась именно Святая Троица Андрея Рублева…
Существует несколько изображений Святой Троицы. На одних Троица изображена именно в виде ангелов и пред ними стоящая Чаша и в ней – Агнец, который изначально, от сотворения человека, уже указывал на Вторую Ипостась Святой Троицы – Бога-Сына, указывал на Агнца Божия, который возьмет грехи мира за все человечество…
На более расширенном изображении мы находим Авраама и Сарру, которые оказывают гостеприимство Святой Троице. Но это несколько поздняя редакция, и она в какой-то мере не является настолько богоцентричной, потому что она отвлекает от той сущности Святой Троицы, которая заключается именно в этом первоначальном изображении. И вглядевшись в него вы поймете, что по сути дела ничего выше, ничего дороже, ничего важнее, ничего, что было бы для человека в какой-то мере сравнимо с сущность изображенного, не существует.
Дух Божий – это то, о чем говорил Христос Спаситель, это действие благодати Божией, которое осуществлялось и течение жизни Самого Христа. Вспомните крещение Господне, когда Голос Божий был: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16), и в то же время почил над Христом Спасителем Дух Святой в виде голубя. И это является Богоявлением. Не случайно сам праздник Крещения мы называем Богоявлением, потому что явилась Святая Троица. И далее, Дух Божий укреплял Господа, когда Он шел на крестное страдание. И далее, этот Дух Божий был обещан святым ученикам через Господа, Христа Спасителя, как некий Дух оживотворяющий и вселяющий в человечество, а в равной степени и в святых апостолов, неимоверную силу, неимоверную благодать и неизмеримые возможности, которые не были известны им доселе. Самые простые люди, они были простыми рыбаками. И любое богословие, любое знание многими из них других языков и наречий было исключено. И вот в момент схождения Святого Духа они стали говорить на всех языках, на которых они затем проповедали Христа Распятого и Христа Воскресшего.
Мы с вами не случайно говорили о том, какими были ученики во время страданий Христа Спасителя. И особенно это сказалось накануне крестной смерти Христа, по смерти Его и в момент Его воскресения. Они были слабыми, они были простыми, они были радующимися как дети и не было ничего, что бы свидетельствовало о них, как о столпах веры, как об учителях народов, которые вещали слова вечной истины… Но вот наступила Пятидесятница. Но вот Дух Святой сошел и в виде языков почил на Божией Матери и учениках, сидящих в Сионской горнице. И произошло неимоверное, произошло то, что в корне преобразило этих учеников, любимых учеников Христа Спасителя. Из слабых они стали сильными, из необразованных они стали учителями, которые своим учением потрясают и поныне великие умы, из людей, которые были подвержены человеческим страстям и слабостям, они стали святыми, и святостью своею понуждали многих к тому, чтобы через их святость люди приходили ко Христу Спасителю. Они благовествовали на различных языках, которых доселе не знали и не слышали, потому что проповедь их была всем тогда доступна и всем понятна. Они в корне преобразились, и эта благодать Святого Духа сделала невозможное, она преобразила их. Именно это и обещал Христос Спаситель.
Когда ученики Его по-человечески упрашивали, чтобы Он не возносился и оставался с ними, не уходил от них, если не пойду, говорил, к Отцу Моему, иного Утешителя не пошлю вам. Именно этот Утешитель, Дух Святой, явился над учениками, и Он сделал невозможное. И не случайно этот день мы именуем днем рождения Церкви, с чем я вас сердечно поздравляю. И в этой связи для многих из нас это действительно то, в чем мы черпаем вдохновение. Это то, о чем говорили потом святые апостолы, это то, что донесли до нас преподобные и богоносные отцы наши, когда говорили о стяжании Духа Святого внутри себя. Это то, что по сути дела является нашей целью – свое тело и свою душу сделать вместилищем Духа Святого.
Поэтому, когда мы сегодня празднуем этот праздник, посвященный Духу, мы должны помнить, что именно промышление о мире до страшного суда отдано Духу Святому, к которому мы должны чаще обращаться и творить молитву: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Пресс-служба Ярославской епархии