ВИКТОРИЯ МАРАСАНОВА. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОЛГСКОЙ ОБИТЕЛИ

Новости Человек. История. Репортаж

Предлагаем статью доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой музеологии и краеведения Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова,
председателя Ярославского городского отделения ВООПИиК Марасановой Виктории Михайловны о Свято-Введенском Толгском женском монастыре.

На протяжении семи веков Толгская обитель является центром духовной и материальной культуры. Ежегодно 21 августа в мона­стыре отмечается день Толгской иконы Божией Матери, привлека­ющий тысячи паломников. Духовная жизнь обители возродилась на наших глазах, но некоторые утраты материального наследия, к сожалению, уже невосполнимы. Историко-культурное наследие Толгского Свято-Введенского монастыря действительно много­гранно. Оно включает памятники письменности, иконописи, фре­ски, замечательный архитектурный ансамбль и, конечно, память о многих важных исторических событиях и людях.

Об обретении чудотворной иконы и о создании на месте её яв­ления у речки Толги мужского монастыря писали все ярославские краеведы XIX — начала XX вв., отмечая эти события как важней­шие для города Ярославля. Это, например, и Константин Голов­щиков[1], и Иван Барщевский[2]. Как отмечалось в путеводителе «Ярославль в его прошлом и настоящем», изданном в 1913 году: «На Толгу следует съездить. От города на дачном пароходике… В монастыре пять храмов, из которых древнейший построен в 1618 году [точнее в 1620 г. — В. М.]; в нем интересно стенное иконное письмо; заслуживают внимания Нерукотворный образ Христа гре­ческого письма, вклад царя Иоанна Грозного, плащаница, шитая в 1479 году золотом, серебром и мелкими камнями, три Евангелия московской печати дониконовского периода… В стенах монастыря сохраняется единственная в губернии кедровая роща»[3].

«Сказание о явлении и чудесах иконы Толгской богоматери» из­вестно более чем в ста списках, редактировавшихся с XV до XVIII века[4]. Оно повествует об обретении Ярославлем в 1314 году сво­ей главной святыни и заступницы — Толгской иконы Богоматери, от которой началась история Толгского Свято-Введенского монасты­ря. Икона чудесным образом явилась епископу Прохору (в схиме Трифону), и на этом месте был заложен Толгский Свято-Введенский мужской монастырь, возобновленный в современный пери­од как женский. Эта «чудотворная Богородица», наряду с «Ярос­лавской Орантой» и «Спасом Вседержителем», является одной из двадцати старейших в мире икон. В 2003 году икона была возвра­щена из Отдела древнерусского искусства ЯХМ (Ярославского ху­дожественного музея) Русской Православной Церкви и уже более десяти лет находится в Толгском монастыре.

Из святынь Толгского монастыря, упоминавшихся до 1917 года, упоминались часть камня Гроба Господня и 79 частиц мощей свя­тых, помещенные в деревянной доске, обложенной позолоченным серебром; напрестольный золотой крест с частью Креста Господня и частицами мощей святых — вклад княгини Ирины Троекуровой 1731 года; два серебряных креста и золотая панагия с частицами мощей.
Древнейший актовый источник по истории монастыря относит­ся к концу XVI — началу XVII века — «Жалованная, данная, тархан­ная и несудимая грамота ярославского князя Федора Федоровича Алабыша Толгскому монастырю на деревню Кукольцыно». Древ­нейшее упоминание Толгского монастыря содержится в рукописи XV века в виде записи о чуде о мироточении от иконы Богородицы 1392 года.
С монастырем связаны многие выдающиеся деятели и истори­ческие события. В 1314 году, когда был основан Толгский мона­стырь, на ярославском престоле пребывал князь Давид Федорович, в XV столетии причисленный вместе с отцом князем Фёдором Ро­стиславовичем Черным и братом Константином к лику святых.

Тяжелым испытанием для монастыря стали годы Смуты начала XVII столетия. 18 мая 1609 года, в дни осады Ярославля, Толгский монастырь был разграблен польским отрядом Александра Лисов­ского, а 46 иноков убиты. Через несколько лет после этой трагедии Толгская икона Божией Матери стала заступницей города, когда 21 мая 1612 года в Ярославле состоялся крестный ход с иконами Толгской и Спаса Нерукотворного. После этого прекратилась эпидемия чумы, поставившая стоявшее здесь ополчение Минина и Пожар­ского и сам город на грань вымирания.

Историю обители зафиксировали памятники иконописи. Особо необходимо выделить икону «Богоматерь Толгская» с клеймами 1655 года, происходящую из Толгского монастыря (в настоящее время находится в ЯХМ). Клейма этой иконы показывают основа­ние монастыря и основные события его истории. На них представ­лены деревянные и каменные монастырские постройки разных ве­ков, «моровое поветрие» в Ярославле в 1652 году[5].

В Толгской обители бывали и Рюриковичи, и Романовы. Наибо­лее известный пример, когда царь Иван Грозный в 1553 году полу­чил исцеление от чудотворной святыни (7-е чудо по «Сказанию о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери» — «тогда ему болну сущу ногами»). После этого царь поднес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая сейчас находится в Музее древне­русской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.

Из царствовавших представителей Дома Романовых Толгский монастырь посещали царь Федор Алексеевич (1677, 1683 гг.), им­ператрица Екатерина II (1763) и её сын Павел I (1789). 21 мая 1913 года в Толгском монастыре побывал император Николай II с до­черьми. Из дневника Николая II за 21 мая: «Пошли вверх реки и посетили интересный Толгский монастырь, стоящий на левом бе­регу Волги, окруженный красивой кедровой рощью»[6].

В Толгском монастыре неоднократно бывал и здесь же похо­ронен первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петро­вич Мельгунов (1722-1788), много сделавший для города и все­го Ярославского края. 28 февраля 1777 года по указу Екатерины II была учреждена Ярославская губерния, а Мельгунов назначен её генерал-губернатором (наместником). В бытность Мельгунова ярославским наместником — в 1786 году — Синод принял решение о переезде архиерейской кафедры, имевшей почти 800-летнюю историю, из Ростова в Ярославль. Тогда на территории Ростовской епархии находилось 29 монастырей и 909 церквей[7]. С 1783 года епархию возглавлял архиепископ Арсений (Верещагин). 16 мар­та 1786 года он получил от генерал-губернатора 3 тысячи рублей на переезд Архиерейского дома и семинарии. 4 июня наместник Мельгунов давал торжественный обед для владыки Арсения в Ярославле[8]. Переезд кафедры в Ярославль завершился к 1788 году.

Встречи с архиепископами стали вехами, отметившими начало и окончание ярославского периода в жизни Мельгунова. Влады­ка Самуил (Миславский) встречал Мельгунова в Ростове в марте 1777 года. Следующий архиепископ Арсений служил заупокойную литургию по первому наместнику 2 июля 1788 года и участвовал в его похоронах в Толгском монастыре 6 июля[9].

Тело Алексея Петровича Мельгунова было погребено «в церкви Всемилостивого Спаса, в приделе св. Димитрия митрополита». На специальной доске было написано: «Здесь положено тело действи­тельного тайного советника, сенатора, Ярославского и вологодско­го генерал-губернатора и орденов России: св. апостола Андрея Первозванного, св. князя Александра Невского, св. равноапостоль­ного князя Владимира первой степени и Голштейнского св. Анны кавалера Алексея Петровича Мельгунова, родившегося 1722 фев­раля 9 и скончавшегося 1788 года июля 2 дня». Он был похоронен рядом с супругой Натальей Ивановной (урожденной Салтыковой), умершей несколькими годами раньше — 26 декабря 1782 года.

Как писал знаток местной истории Леонид Николаевич Трефолев, в 60-х годах XIX в. «часть потолка рухнула, гроб Мельгунова пострадал при сем казусном случае», и останков наместника уже не было под находящейся в стене Спасской церкви табличкой[10]. В 1994 году в память о Мельгунове на Спасской церкви по иници­ативе тогдашнего ярославского губернатора Анатолия Ивановича Лисицына появилась новая мемориальная доска.

В Толгской обители покоится получивший смертельное ранение на Бородинском поле генерал Николай Тучков. В день Бородин­ской битвы 26 августа 1812 года его корпус был атакован намного превосходящими его силами противника и после тяжелого боя был вынужден отступить. Кроме того, он получил приказ об отправке пехотной дивизии П.П. Коновницына из состава его корпуса на по­мощь Багратиону. По просьбе П.П. Багратиона к флешам были на­правлены также гвардейские полки. Оставшиеся части своего кор­пуса (около 3 тыс. человек) Николай Тучков сам повел в атаку на Утицкий курган, чтобы обезопасить тыл русской армии от проры­вавшего корпуса генерала Ю.А. Понятовского. Он лично возглавил контратаку Павловского гренадерского полка, овладел курганом и установил на нем свою батарею, однако получил пулевое ранение в грудь навылет и был унесен с поля боя. Николая Тучкова удалось переправить в Можайск, а затем через Москву брат Алексей при­вез его в Ярославль.

2 ноября 1812 года генерал-лейтенант Николай Тучков-первый скончался от гангрены в возрасте 58 лет и был похоронен в ярос­лавском Свято-Введенском Толгском монастыре. На стене храма помещена табличка: «В сем Спасском храме похоронен герой Оте­чественной войны 1812 года, умерший от ран, полученных в Боро­динском сражении, генерал-лейтенант Николай Алексеевич Туч­ков». Он вместе с братом Александром Тучковым-четвертым (по старшинству) считается прообразом князя Андрея в романе Льва Толстого «Война и мир»[11].

В 1893 году на месте захоронения иноков, погибших в годы Смуты, по проекту архитектора Николая Ивановича Поздеева была возведена часовня. В 1914 году — в год начала Первой миро­вой войны и тяжелых испытаний России — на 600-летие монастыря её освятили как храм-часовню. Некрополь монастыря сохранился до наших дней лишь частично.

Архитектурный ансамбль Толгского монастыря описан в работе Владимира Фёдоровича Марова «Ярославль: архитектура и градо­строительство»[12]. Он отмечал, что с XVI столетия в монастыре велось каменное строительство, а систематическая обстройка оби­тели каменными зданиями началась с 70-х годов XVII века. В XVI веке здесь был воздвигнут первый каменный храм — Введенский собор (в первоначальном виде не сохранился). После разорения в годы Смуты постепенно возобновилось каменное строительство.

Крестовоздвиженская церковь появилась после вклада в мо­настырь царем Михаилом Фёдоровичем 40 рублей на церковное строение (1620) — она самая ранняя из сохранившихся постро­ек обители. Церковь строилась одновременно с первым камен­ным приходским храмом Ярославля — церковью Николы Наде­ина (1620-1622). Эти храмы, как и Спасо-Преображенской собор (1516), — древнейшие из сохранившихся в Ярославле.

В архитектурном ансамбле Толгской обители широко представ­лен «золотой век» ярославской культуры — вторая половина XVII столетия. В 1670-х годах были возведены Святые ворота с Николь­ской надвратной церковью, настоятельский корпус. В 1681-1683 годах на месте каменного собора XVI века сооружается новый Введенский собор. Крупный по размерам (основной куб 17×27 м), четырехстопный пятиглавый храм окружен с трех сторон двухъя­русной галереей с небольшим приделом с юго-восточной стороны. С запада на галерею ведет домообразное крыльцо. Введенский со­бор напоминает ярославские храмы первой половины XVII столе­тия — храмы Николы Надеина, Рождества Христова и Ильи Пророка (высокие галереи и крыльца, крупный основной куб, сравнительно невысокое пятиглавие).

Фрески Введенского собора в 1690-1691 годах выполнили ярос­лавские мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. На стенах собора показано явление Толгской иконы Божией Матери, а в южном приделе храма можно видеть события местной истории из жития св. ярославского князя Фёдора Ростис­лавовича Черного[13].

Монастырская звонница строилась в 1683-1685 годах, два её верхних яруса в классическом стиле появились в 1820-х годах по проекту ярославского губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова.
Каменные стены и башни монастыря вместо деревянных возво­дились в 90-х годах XVII века. Первоначально башни завершались шатрами, а над проездными башнями были устроены дозорные вышки, где находился набатный колокол. После последующих пе­рестроек стены утратили свое оборонительное значение и превра­тились в монастырскую ограду.

Спасская церковь и больничная палаты в северной части мона­стыря построены на рубеже XVII — XVIII веков в стиле барокко на месте старой деревянной церкви. Церковь завершается куполом с девятью главами. Как уже отмечалось, в конце XIX столетия по­явилась небольшая часовня на месте захоронения иноков, погиб­ших в 1609 году, ныне восстановленная.

Итак, в Толгской обители до сих пор можно увидеть памятники разных веков и стилей — от русского стиля до классицизма и барок­ко, соединенные в единый целостный архитектурный ансамбль и буквально чудом сохранившиеся до наших дней[14].

В Ярославле на территории Дзержинского района есть еще один объект историко-культурного наследия, связанный с исто­рией Толгского монастыря. Село Иваньково находилось напротив Толгского монастыря, на правом берегу Волги. Согласно церков­ной традиции, именно здесь святитель Трифон увидел свечение на противоположном берегу Волги, где была обретена Толгская икона Божией Матери и в ее честь возведена обитель. Позднее одному из монахов Толгской обители в видении «Матерь Божия повелела выстроить храм Своему Сыну, Господу нашему Иисусу Христу» на этом месте.

Каменный одноглавый храм Спаса Нерукотворного Образа с теплым приделом был сооружен в селе Иваньково на пожертвова­ния прихожан в 1779 году. Придел, освященный во имя мученицы Евдокии в 1813 году, позднее был переосвящен в честь Покрова Божией Матери. В первой половине XIX века храм получил пя­тиглавие, также была сооружена новая многоярусная колокольня в стиле классицизма. В селе Иваньково с конца XVIII века рас­полагалась летняя резиденция местных архиереев, которая через четверть века — в 1823 году — была перенесена в Толгскую обитель. За храмом Спаса Нерукотворного Образа с северной стороны нахо­дился Архиерейский дом со службами, в котором в летние месяцы проживали архиепископы Павел (Пономарев), Антоний (Знамен­ский), Филарет (Дроздов) и Симеон (Крылов-Платонов).

Как и сотни других, в пору антирелигиозных кампаний храм Спаса Нерукотворного Образа был закрыт. Это произошло в 1941 году, здание храма стало складом, а к 1980-м гг. пришло в аварий­ное состояние. В 1989 году Спасская церковь была возвращена Русской Православной Церкви, и началось её восстановление. В августе 2004 года была проведена церемония освящения главного престола в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

В настоящее время прихожанами и членами Ярославского го­родского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) поставлен вопрос об уточнении охранной зоны данного памятника, в которую не вошли несколько захоронений за алтарной частью храма, отсеченные от кладбища построенной в советское время дорогой. На кладбище у храма за­хоронены протоиерей Александр Писаревский, священник Алек­сий Соловьев (1835-1885), служивший настоятелем церкви села Михайловское, и многие другие. В 2014 г. на заседании Ярослав­ского городского отделения ВООПИиК, приуроченном ко Дню охраны памятников и исторических мест 18 апреля, обсуждался вопрос о том, что с некрополем села Иваньково связано имя ве­ликого русского художника Алексея Константиновича Саврасова (1830-1897). Среди 14 его картин, датированных 1871 годом, есть и связанные с Ярославлем, а именно:

«Разлив Волги под Ярославлем», холст, масло, 48×72. Слева внизу надпись: Ярославль. А. Саврасовъ; правее и выше по борту лодки: 15 Апреля 1871 (Государственный Русский Музей);

«Могила на берегу Волги». Набросок. Картон, черный каран­даш, тушь, 34,6×29. Овал. Слева внизу надпись: А. Саврасовъ. На могиле: 1871 / Могила моей дочери (Государственная Третьяков­ская галерея)[15].

Новорожденная дочь художника умерла в Ярославле, и с боль­шой долей вероятности можно утверждать, что она была похоро­нена на кладбище при церкви Спаса в селе Иваньково. Саврасов тяжело переживал смерть своего уже третьего ребенка, его жена Софья Карловна после этих событий долго болела. Однако в том же году художник создал своё самое известное полотно «Грачи прилетели» (Государственная Третьяковская галерея) — картину, где есть свет, весна, надежда.

Изучение истории древней Толгской обители показывает, что наше историко-культурное наследие — не только предмет гордости и изучения, но и многочисленные проблемы памятников, нуждаю­щихся в сохранении и бережной научной реставрации.

Таким образом, историко-культурный потенциал Толгского Свято-Введенского монастыря раскрывается в нескольких направ­лениях:

монастырь как центр православия и духовной жизни края, крестные ходы;

взаимосвязь обители с историей России, Ярославского края и Русской Православной Церкви;

церковные подвижники и государственные деятели, включая монастырский некрополь;

архитектурный ансамбль, памятники иконописи и фрески, мо­настырская ризница;

памятники письменности, в особенности «Сказание о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери»;

решение вопроса о земельной собственности и передача Толг­ской иконы Божией Матери монастырю как успешные примеры сотрудничества церкви, государства, музеев и общественности.

[1]Головщиков К.Д. История города Ярославля. Ярославль, 1889// История губернского города Ярославля. 2-е изд., испр. Ярославль, 2007. С. 46.

[2]Барщевский И. Исторический очерк города Ярославля. Ярославль, 1900 // История губернского города Ярославля. 2-е изд., испр. Ярославль, 2007. С. 281-282.

[3]Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель: Издание Ярославской экскурсионной комиссии. Ярославль, 1913 // История губернского города Ярославля. 2-е изд., испр. Ярославль, 2007. С. 389-390.

[4]Страницы «Золотого века» Ярославля: «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богородицы» XVII века / публикация О. И. Шабасовой // Ярославский архив; Историко-краеведческий сборник. М.; СПб., 1996. С. 6-38.

[5]Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / авт.-сост. В.П. Выголов.
М.: Сов. Россия, 1985. С. 129, 144.

[6]Дневники императора Николая II. М., 1990. С. 401.

[7]Сборник и указатель архивных документов, относящихся до Ярославской губернии, хранящихся в Московском Государственном Архиве МИД. Вып. IV. С. 8-9.

[8]Дневник Ростовского и Ярославского архиепископа Арсения (Верещагина) // Ярославские епархиальные ведомости. 1887. Неофициальная часть.
31 июля. № 59.

[9]Государственный архив Ярославской области. Ф. 77 «Ярославское наместни­ческое правление». On. 1. Д. 1457. Л. 1-4.

[10]Трефолев Л.Н. Алексей Петрович Мельгунов. Ярославль, 1888. 31 с., портр.

[11]Страницы воинской славы Ярославин: сборник. Ярославль: Индиго, 2013.
С. 72-77.

[12]Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. Ярославль: Верхняя Волга, 2000. С. 53-55.

[13]Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII — начала XVIII века. М.: Искусство, 1983. С. 117.

[14]Крылов А.П. Описание Толгского монастыря. Ярославль, 1860; Он же. Цер­ковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860.

[15]Товарищество передвижных художественных выставок. Режим доступа: http://www.tphv-history.ru/ [дата обращения 01.05.2014].

Фото: сайт Толгского монастыря