ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР САТОМСКИЙ: СТРАСТНАЯ И ПАСХА ПОКАЗАЛИ, КАК ВАЖНО ПРИХОДУ РАЗВИВАТЬ «ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ»

Новости Новости приходов и монастырей

О том, как прошла Страстная седмица и Пасха в приходе храма Богоявления г. Ярославля рассказывает настоятель иерей Александр Сатомский:

— Ярославская область – одна из немногих, где храмы в эту Пасху не были закрыты полностью. На пасхальной литургии в нашем храме было около сорока человек, но, конечно, это – далеко не все наши прихожане.

Надо сказать, что приход у нас – небольшой и дружный. И было тяжело понимать, что на праздник ты как священник будешь служить и причащаться, а твои прихожане – нет. Оказалось, что ощущение общинности, собранности вместе важно и для самих прихожан.

Зная, что ограничения для пасхальной Литургии будут, на протяжении всей Страстной недели я объезжал наших прихожан с исповедью и причастием, чтобы люди хотя бы так, пролонгированно, вошли все вместе в радость Пасхи. Мне удалось объехать порядка тридцати пяти человек.

Правда, есть у нас и такие прихожане, которые находились в полной самоизоляции, общались с миром только по телефону и через соцсети.

Прошедшая Страстная седмица показала, насколько важно приходу иметь все эти средства «горизонтального» общения. Очень оживилось наше сообщество во ВКонтакте и наша группа в Viber – я сбрасывал туда ссылки на разные полезные публикации, аудио- и видеоматериалы.

Для детской группы воскресной школы это были материалы «Веры» и «Фомы», для взрослой группы – синаксари, переводы канонов, статьи о.Иоанна Мейендорфа, святоотеческие комментарии.

Находясь в изоляции, наши прихожане, понимали, что они не брошены и не забыты. Более того, связь между ними проявилась в эти дни ещё ярче: прихожанка, которая хорошо рисует, записала для всех мастер-классы, чтобы занять детей. Наша прихожанка-специалист по кулинарии записала подробную видеоинструкцию по изготовлению куличей. То есть, наше общение изменилось, но не исчезло, и даже стало ещё глубже.

Наша двадцатка Великим постом продолжила читать Псалтирь и молиться за всех, ещё мы все читали дома предписанные на часах евангельские отрывки. Потом многие из тех, кого я исповедовал, говорили: «Долгие годы у нас было желание взять отпуск на Страстной, чтобы провести это время в тишине и собранности.

А теперь всё сложилось так, что и брать ничего не надо – мы сидим дома и каждые три часа спокойно молимся по часослову, читаем каноны и Евангелие».

Когда мы организовывали у себя трансляции богослужений, я относился к ним двойственно. Ведь расстояние не мешает человеку молиться вместе со своей общиной. Одна из прихожанок говорила: «Когда я смотрела службу Великой Субботы, всё было мне настолько близко, что несколько раз казалось, что я чувствую запах ладана».

Ещё одна бабушка, которая соцсетями не пользуется, смотрела трансляцию патриаршей службы по телевизору, и отметила потом: «Несколько раз я вообще забывала о том, что смотрю в коробку, казалось, что я в Москве и молюсь со Святейшим».

То есть, все эти странные обстоятельства нынешнего поста и Пасхи, будучи правильно воспринятыми, на духовную жизнь людей негативно не повлияли.

Но. Совершать службы без прихожан действительно сложно. За много лет успеваешь понять, какие службы особенно любимы людьми, и потом, когда на Вход Господень в Иерусалим, на Лазареву субботу в храме практически пусто, внутренне это воспринимается тяжело.

Зато я поймал себя на ощущениях, что впервые провёл Страстную неделю без каких-то сентиментальностей. Обычно есть какое-то преднастраивание себя: «Сегодня хорошо бы подумать вот о таких событиях», — а в этом году было не до чего —  утром мы служили, потом я брал Дары и ехал по прихожанам, возвращался в храм к вечеру, мы служили, и я ехал домой. Осталось только радикально важное.

По материалам сайта www.miloserdie.ru