ВЗБРАННЫЙ ВОЕВОДО И ГОСПОДИ НЕБЕСЕ И ЗЕМЛИ, ТЕБЕ, ЦАРЯ БЕЗСМЕРТНАГО, ЗРЯЩИ НА КРЕСТЕ ВИСЯЩА

Новости Служение митрополита

5 апреля 2020 года за вечерним богослужением в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил вечерню с акафистом Божественным Страстям Христовым (пассию).

После чтения Евангелия ко всем молящимся в соборе со словами проповеди обратился иерей Иоанн Тераудс.

– Сегодня была совершена последняя в этом Великом посту Пассия, – отметил отец Иоанн. – Сегодня читалось Евангелие от Иоанна. Евангелие от Иоанна, если мы будем сравнивать с другими евангелистами, отличается по своему стилю. Евангелие от Иоанна можно сравнить с некоей беседой Христа. Мы с вами видим много слов Христа Спасителя, много его бесед один на один со своими учениками. Автора этого Евангелия мы с вами называем апостолом любви. В его Евангелии особенно сильно показан образ любящего Христа.

Сегодняшнее чтение предварялось длинным описанием прощальной беседы Христа со своими учениками. Любящего Бога, который знает, что даже самые его близкие друзья – ученики и последователи – в эту ночь соблазнятся о Нем. Любящего Бога, который проповедует народу, зная, что через некоторое время некоторые из них будут кричать: «Распни Его». Несмотря на это, Он любит человека. Несмотря на это, Он молится о том, чтобы Господь не вменил это им во грех, ибо они не ведают, что творят. До самого последнего издыхания окружающие Христа враги хулят Его, издеваются над Ним. А в надписании на Кресте мы видим укор иудеям, которые ждали политической независимости – вот ваш царь…

Но в этом мы видим промысел Божий. Мы с Вами почитаем Христа истинным Царем, мы почитаем Его истинным Богом, который любит человека. Бог захотел стать человеком, он сделал нас с вами своими друзьями и не называл рабами. Это величайшее чудо и удивительное дело нашего Спасителя.

Но как часто мы с вами не чувствуем этого в своей жизни. Как часто мы с вами забываем об этом. Как часто унываем, подвергаемся страхам, волнениям. Но Господь с нами. И думается, что именно в эти моменты стоит вспомнить о том, что христианство всегда напоминает, что в нашем страдании Бог стоит рядом с нами. Он сопереживает нам, помогает нам и поддерживает нас.

Мы с вами скоро достигнем спасительных дней Страстной седмицы и Пасхи, дней, когда мы должны особенное внимание уделить тому, чтобы устремиться всем сердцем ко Христу.

***

Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.

В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.

В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.

Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.

По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Пресс-служба Ярославской епархии