МИТРОПОЛИТ ИОАНН (ВЕНДЛАНД): ХРИСТИАНСТВО – ЭТО ЖИЗНЬ, А НЕ ТОЛЬКО УЧЕНИЕ

Новости Человек. История. Репортаж

Митрополит Иоанн был управляющим Ярославской епархией с 1967 по 1984 год. Владыка известен как талантливый проповедник, человек высокой культуры, автор исторических очерков о благоверном князе Феодоре, митрополите Гурии (Егорове) и христианских святынях Крыма. Сегодня мы публикуем одну из проповедей владыки Иоанна, сказанную им в 1983 году в Крестопоклонную неделю.

«Сегодня мы поклоняемся Кресту. Крест – символ христианства. В Кресте – средоточие, центральное место всего христианского учения, а также символ победы Христа над злом, орудие нашей борьбы с грехом.

Но никто не может почувствовать силы Креста, никто не может и усвоить вполне дух христианства, если сам не возьмет на себя труд христианской жизни.

Христианство – это жизнь, а не только учение. Без христианской жизни слово о Кресте кажется нелепостью, а христианское учение чем-то странным.

Поэтому мы сегодня и слышим в Евангелии слово Христово: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Это слово, обращенное ко всем нам, Христос Сам первым его исполнил.

По своей доброй воле Он, Сын Божий, воплотился и принял человеческую природу. Это Он сделал только из любви к нам, чтобы нас, людей, привести к Богу, сделал ради нас, а не ради Себя, Он отвергся Себя.

Далее, обращаясь среди грешников, Христос страдал, ибо Его чистая, чуткая, безгрешная и любящая душа страдала от греха и злобы тех, кого Он любил. А наша злоба, в довершение всего, еще приготовила Ему крест как орудие смерти. И Он не отверг Креста, но взял его, хотя мог одним только своим взором уничтожить распинающих или повелеть многим легионам Ангелов прийти к Себе на помощь. И на Кресте, страдая, Он был уж победителем зло потому, что зло не заставило Его свернуть с пути добра, не вызвало в Нем даже малого раздражения на распинателей, не заставило Его хоть сколько-нибудь уменьшить Свою любовь к распинающим. На Кресте совершилась Тайна нашего искупления, ибо Христос пострадал за грехи наши тем страданием, которое происходит от грехов не только наших, но и всего человечества: прошлого, настоящего и будущего. Он взял на себя грехи мира, поэтому всякий, прибегающий ко Христу, очищается от греха.

Крестом Христос победил зло, а смертию на кресте победил смерть. Он не только нравственный победитель, но и действительный победитель, ибо Он воскрес из мертвых и силою и славою своего Воскресения привлек е Себе мир.

Действительность искупления, силу Креста, славу Воскресения Христова нельзя понять с одних слов. Это надо пережить. Надо в жизни исполнить или, по крайне мере, надо стремиться исполнить то, что необходимо для того, чтобы последовать за Христом. Христос всех приглашает к Себе, но говорит:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Сосредоточим свое внимание на словах «кто хочет». Христос всех зовет только добровольно. В мире добра не может быть принуждения, и кто не хочет, тот остается вне дела Христова. Добродетель только тогда прекрасна, когда она добровольна. Вот почему так много людей. не последовавших за Христом. Идти за Христом или не идти – оставлено на добрую волю людей. Но кто искренне стремится к добру, тот всегда пойдет за Христом.

проследим далее за словами Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…» «Отвергнись себя» – что это значит? Это значит – все делай не ради себя, но из любви к Богу и ближним.

Так и Христос, отвергшись себя и пожив среди людей, хотя и пользовался иногда малым покоем и вкушал пищу, но делал это не ради Себя, а потому что, возлюбив людей хотел жить среди нас.

Отвергнуться себя – это значит отказаться от самолюбия. Это совершенно необходимое условие для совершения подвига. Поэтому Христос говорит сначала «отвергнись себя», а потом «возьми крест свой». Чтобы это лучше понять, посмотрим, например, на таких людей, которые берут на себя подвиги, не отвергаясь себя. А такие люди есть.

Рассказ о таком человека мы находим в 19-й главе Евангелия от Луки. Там рассказывается об одном большом подвижнике, который в течении всего года два раза в неделю постился, т. е. ничего не ел в эти дни, всегда молился Богу, давал милостыню и даже не забывал Бога за все свои добродетели благодарить. И что же? Слово Божие его осуждает! Почему, за что осужден такой подвижник? Потому что все свои подвиги он дела только ради того, чтобы сказать: «Я не такой человек, как прочие люди…» Знаете ли вы, кто этот человек? Наверное, многие из вас его знают. Этот человек – фарисей.

Мытарь взял на себя небольшой труд. Он только вздохнул и произнес несколько коротких молитв, но он отвергся себя. потому что посчитал себя худшим и грешнейшим всех людей. И слово Божие его оправдывает. Видите, как важно самоотвержение: оно облегчает даже последующий за ним подвиг, тогда как отступление самоотвержения уничтожает все значение даже великих подвигов.

Но послушаем дальше, что говорит нам Господь наш Иисус Христос: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой…» Что такое Крест? Крест – это подвиг, связанный со страданием. Так, например, если мы хотим избавиться от какой-либо страсти или греха, то желание грешить мучает нас, пока мы не преодолеем этого желания. Или, подвизаясь в добре, мы обязательно столкнемся с человеческой злобой и можем от нее пострадать. Так и Христос пострадал от человеческой злобы. но Сила Христова Креста так поддерживает верующих, что страдания часто становятся для них радостью. Так радовались святые мученики, исповедуя Христа и страдая за Него. Мы знаем особенно поучительный случай из жизни святой мученицы Перепетуи. Эта мученица со многими христианами была посажена в темницу и там много страдала от болезни. Ей надлежало родить.

В муках болезни она кричала, и тогда другие христиане говорят ей: «Как ты нетерпелива, что же ты будешь делать, когда тебя начнут мучить за Христа?» Но свята отвечала: «Сейчас я страдаю за себя, а тогда буду страдать за Христа, и Он поддержит меня».

И действительно, на арену к диким зверям, которые должны были ее растерзать, она вошла спокойно и приняла смерть радостно. Подвиг – это целеустремленное усилие, предпринятое ради добра, это усилие всегда достигает цели.

Прекрасный пример разностороннего подвига дает наша Родина в период Великой Отечественной войны. Военный подвиг нашей страны дал победу, потому что он был направлен против фашистской нечисти и зла. Трудовой подвиг поддержал военные усилия, а религиозный подвиг всколыхнул огромные массы народа, перед множеством людей открыл бесконечные и светлые перспективы Вечной Жизни, дал смысл и цель нового радостного существования.

Итак, Крест – это подвиг, взятый ради Христа добровольно и самоотверженно, он дает возможность идти за Христом и приводит к Царству Небесному.

Кто послушает слов Господних и пойдет добровольно по крестному пути самоотвержения, тот на деле узнает силу Христова Креста. Эта сила поддержит его, превратит трудность подвига в радость, даст живое понятие о силе и славе Воскресения Христова. Поэтому Крест – символ христианства.

Вот почему мы себя осеняем Крестным знамением, вот почему крест венчает главы наших храмов, изображается везде в церквах, начертывается на священных книгах, надевается на тело и выносится сегодня не середину храма для поклонения.

Поэтому закончим сегодняшнее слове обращением к Господу нашему Иисусу Христу: «Кресту Твоем поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Пресс-служба Ярославской епархии

Фото с сайта pravoslavie.ru