МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: СЛОВА КАНОНА АНДРЕЯ КРИТСКОГО ОБРАЩЕНЫ К НАШЕЙ ДУШЕ

Новости Служение митрополита

3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил великое повечерие с чтением покаянного канона Андрея Критского в Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре г. Ростова Великого.

После чтения канона владыка митрополит обратился со словами проповеди к молящимся в храме:

– Слова удивительного канона Андрея Критского обращены к нашей душе, обращены к нашему сознанию, к нашему естеству, и они невольно вызывают у нас чувства ответные призыву святителя Андрея Критского. «Душе моя, восстани, что спиши…» Действительно, в жизни этой мы чаще всего пребываем в состоянии духовного сна, пребываем в состоянии не бодрствования духа, и не исходит от нас добродетель, не исходят добрые дела и добрые помыслы, добрые намерения и добрые слова.

Человек создан Господом для наслаждения, как это было при создании наших прародителей Адама и Евы. Они были вселены в райские обители, и это было состояние всецелого подлинного счастья и благополучия. И ничто другое не могло бы затмить этого райского наслаждения для человека. Но мы знаем, что человечество пало, и в первородном грехе согрешили мы все, как говорит нам апостол Павел. Потому что через грехопадение вошла в нас смерть, которая стала достоянием человечества. И эта смерть не была смертью лишь только физической. Это была смерть духовная. Смерть, когда всякий умирающий, а равно еще и живущий, преслушанием воли Отца Небесного вступал на путь отшествия от Господа, удаления от Него, и по мере удаления – забвения тех заветов и научений, которые человек слышал от Самого Господа. И человеческая жизнь с того момента превратилась в адское существование.

И с того момента и живет человечество в этом состоянии. Не потому, что обрек его Господь на эти страдания. А потому, что по сути своей человечество из поколения в поколение на протяжении всей истории обрастало теми или иными согрешениями и пороками, которые жизнь человеческую превращали в страдания, которые терзали душу человеческую, которые являются порой неудобоносимыми, и наследниками которых являемся и мы.

Святая Церковь, заботящаяся о нашем спасении, во исполнение Божественной заповеди любви Божией к человеку, любви, ради которой пришел в мир Христос Спаситель и был распят, предлагает нам время и средство, чтобы избавиться от этого мрачного жития и обрести спасение, обрести надежду и жизнь вечную.

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), – говорит Христос Спаситель. Именно к посту и молитве и мы с вами призваны, чтобы противодействовать грехам, в основе которых зачастую лежит дьявольское произволение и дьявольская работа. Нам необходимы силы духовные, силы, которые мы можем стяжать только с благодатью Божией. Они даются тогда, когда мы постом и молитвой достигаем того состояния, когда можем противостоять греху, когда можем противостоять дьявольским наветам, когда можем жизнь свою исправлять по заповедям Божиим. Поэтому то и призваны мы в эти дни святой четыредесятницы осознать всю глубину нашего грехопадения, осознать, что так жить больше невозможно, что это путь, ведущий нас в ад. Не случайно и взывает канон: «Восстани, что спиши, конец приближается…» И этот конец может наступить для каждого из нас уже теперь. Кто из нас может сказать, что уже в следующую минуту, он будет жить. Кто из нас может сказать, что он проживет год, или два, или день. Кто из нас может сказать, какой будет его кончина, и в каком состоянии он предстанет перед Богом. Именно это состояние некоего ожидания пришествия Христова, когда душа человеческая предстанет перед Богом, и является предметом сегодняшнего чтения.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие – таковыми были слова проповеди Христа Спасителя, равно как и проведи Предтечи Спасова Иоанна. И эти слова для нас живительны. Потому что сами по себе избавиться от прегрешений, избавиться от этого бремени греховного, которое давлеет над нами и жизнь нашу земную превращает в адское подобие, мы не можем. Но можем лишь с помощью Божией, которая последует за покаянием, за осознанием, что так жить дальше нельзя и невозможно, что жизнь наша должна быть изменена. Изменена в таком русле, чтобы мы стремились к совершению покаяния пред Господом. Господом, который говорит нам и о том блаженном принципе, который необходим для того, чтобы получить разрешение в Таинстве Покаяния – о примирении с ближним.

Мы с вами часто повторяем Господню молитву. А ведь она звучит безапелляционно грозно: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». На что мы рассчитываем, когда просим прощения у Господа, а сами не прощаем. Горестна наша участь, если будем поступать так. И поэтому время поста, это время, когда мы должны хорошо поразмыслить о своей жизни, осознать, осмыслить свою жизнь, произвести переоценку ценностей, с тем, чтобы извлечь из этой жизни благо, достичь примирения с Господом и получить упование на то, что и мы войдем в Царство Божие.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Пресс-служба Ярославской епархии