МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: МЫ ДОЛЖНЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОИХ СТРАСТЕЙ

Новости Служение митрополита

В неделю 4-ю Великого поста, 29 марта 2020 года, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, автор известного духовного труда «Лествица». В этот день в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля в сослужении клириков собора Божественную литургию совершил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.

После богослужения владыка обратился к молящимся в соборе со словами проповеди, обратив внимание на подвиг преподобного Иоанна Лествичника.

– Сегодня Святая Церковь вспоминает иже во святых отца нашего преподобного Иоанна Лествичника, – сказал владыка. – Он, как вы знаете, был игуменом монастыря у подножия горы Синай, именуемого в честь великомученицы Екатерины… И пребывание у этой горы навеяло на преподобного мысли написать некое руководство к совершенствованию, к восхождению к обителям Отца Небесного, к восхождению ко спасению. И таким образом была написана и оставлена для нашего благочестивого внимания книга «Лествица», то есть лестница, которая свидетельствует о постепенном восхождении человечества, от ступени к ступени, к совершенству, к свету, к наследию обителей Отца Небесного, к тому, к чему призван человек от своего сотворения…

Мы с вами счастливы, потому что имеем возможность познакомиться с этим трудом. Счастливы еще и потому, что это наследие преподобного Иоанна вошло в одно из воскресений Святой Четыредесятницы, и нами вспоминается как некое средство, с помощью которого мы преодолеваем все трудности и совершаем восхождение к Воскресению Христа Жизнодавца, дабы через этот труд стать наследниками и вечных благ, и вечного воскресения вместе со Христом и унаследовать то, что уготовал Господь любящим Его.

И когда мы обратим внимание свое на этот труд, то мы непременно увидим там следующее. Первая ступень, представляемая нам для спасения, это умение слышать и слушать. Слышать и слушать голос Божий. Слышать и слушать призыв Божий, через который мы могли бы понять, что человеку необходимо для его спасения. И мы знаем, что это действительно весьма важно. Важно услышать Божий призыв и осознать, Кто является творцом мира, Кто является промыслителем о мире, Кто является мздовоздаятелем, Кто является спасителем мира и Кто дарует человечеству вечную жизнь в своих обителях.

И для нас, христиан, познавших хотя бы первые эти ступени, это несомненно. Потому что это связано с нашей верой, нашим упованием, нашей надеждой на то, что по вере мы унаследуем Истину, и эта Истина сделает нас светлыми, сделает нас просвещенными и даст нам возможность быть тем основанием, на котором бы зиждилась вся наша с вами жизнь. Поэтому для человека необходима эта вера, которую бы он слышал, как некий голос, призывающий его ко спасению. И вместе с тем прислушивался к тому естественному голосу, который Господь вложил в душу и сердце человека, голосу совести. Мы понимаем, как этот голос совести многое для нас значит. Он подвигает нас на осмысление жизни нашей.

И это уже вторая ступень – познание самого себя. Это некое познание того, что есть человек. Насколько мы совершенны или напротив лишены этого совершенства. Насколько мы чего-то достигли или напротив, как много потеряли. Насколько мы имеем некое дерзновение для того, чтобы приступить к совершенству и сделать следующий шаг, или нам следует познать самих себя и произвести переоценку ценностей, когда бы мы могли сказать, что в нашей жизни является благом и что нас спасает, а что нас не спасает, но напротив, уводит от созидания Царства Божия, от наследования вечной жизни. Познавая, зачастую понимаем, что на этой второй ступени мы тоже далеко не совершенны… И на этой ступени очень важным является покаяние. Покаяние – вот то, что может для каждого из нас быть некоторым отрезвляющим моментом. То, что может быть отрезвляющей оценкой и возможностью шествовать далее, восходить на следующие ступени. Восходить из силы в силу, преодолевая различные искушения, которые нам представляются.

Вчитываясь в этот труд преподобного Иоанна Лествичника, мы видим, насколько скурпулезно, насколько совершенно, насколько прочувственно, насколько одухотворенно он нам предлагает эту лествицу, ведущую нас ко спасению… И прежде всего уделяет огромное значение борьбе с нашими страстями. И здесь, дорогие братья и сестры, мы с вами понимаем, что эта тема для нас бесконечна.

Живя в этом мире, мы понимаем, чтобы сделать некое духовное восшествие, чтобы сделать некий шаг к духовному совершенству, нам следует отказаться от многих наших псевдо-ценностей, которые представляются нам столь необходимыми. Мы прежде всего должны отринуться своих страстей, своих приверженностей, которые являются греховными и ведут нас в погибель. Здесь мы должны снискать себе смирение, снискать некое видение, каким образом преодолеть различные трудности, которые у нас наблюдаются на пути совершенствования, и понять, что очень часто те или иные пороки, те или иные свойства мешают нам быть наследниками любви Божией и любви к человеку… Мы пребываем в состоянии эгоизма, страсти, которая затмевает перед нами все. И этот эгоцентризм является для нас гибельным, потому что он не способен на любовь, на ту любовь, которая распространялась бы к нашим ближним, а значит и любовь к Богу, от которой Господь не отделяет спасение человека. Эти две заповеди, а по сути – одна, заповедь любви, но две ипостаси этой любви – любовь к Богу и любовь к человеку – вот все то самое главное, что определил Христос в Евангелии…

Мы предаемся лености и становимся неспособными для молитвы и добрым поступкам по отношению к ближним. Мы предаемся чревоугодию, и Бог знает что тогда бывает в нашем сознании. Мы забываем о нашем долге перед семьей, о супружеском долге, о родительском долге, сыновнем и дочернем, о всем том, что часто является для нас весьма необходимым, и в чем нуждаются наши с вами близкие. Мы, забывая об этом, служим своим страстям.

Вот поэтому и обращает наше внимание преподобный Иоанн Лествичник на следующие ступени восхождения, которые уже говорят нам о том, что необходимым для нашего совершенства является сам дар молитвы, который действительно дар. Это не просто. Это действительно огромнейший труд, ступень, на которую мы ступаем, которая дает нам Царство Божие, которая дает нам благодать, которая дает нам силы преодолеть все прежние ступени и вступить в новый путь, и дает нам определенный импульс к тому, чтобы мы стремились к совершенствованию, ибо в молитве мы постигаем очень многое.

В молитве мы прежде всего испрашиваем помощь Божию на путь нашего совершенствования, испрашиваем благодать Божию. И если молитва свята, если она исполнена глубинного содержания, если она со слезами от сердца нашего, то ее не может не слышать Господь. А раз слышит, то помогает нам…

Вот почему сегодня, преодолев середину поста и размышляя о том, каким образом мы движемся к Пасхе, и воспринимая ее как внутреннее некое воскресение духовных наших сил и возможностей, вот почему мы должны задуматься и о своей сущности, и, прочтя труды Иоанна Лествичника сподвигнуться к тому, чтобы хотя бы в оставшиеся дни устремить свои стопы к делу совершенствования, к делу спасения. Мы понимаем, что это трудно, и для многих из нас это кажется невыносимым, но, как говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4,13). Если с этой помощью Божественной будем совершать мы наше спасение, оно станет для нас возможным.

И те беды, которые сейчас испытываем мы, и тот страх, который вселился в человека – это некое понимание того, что нам необходимо для его избавления. Потому что, служа страстям своим, мы не избавляемся от моровых язв, от бед и скорбей, но, напротив, как мы знаем из мировой истории, наши несчастья являются следствием наших грехопадений, а коли так, то принесем раскаяние наше…

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Пресс-служба Ярославской епархии