ИЗ ИСТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ. ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИК ГЕОРГИЙ ЛАВРОВ И СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЕНИАМИН РОМАНОВСКИЙ
Сегодня, 4 июля 2020 года, чтится память преподобноисповедника Георгия (Лаврова) (28 февраля 1868 – 21 июня / 4 июля 1932).
Преподобноисповедник Георгий именуется Даниловским – так как в последние годы перед ссылкой он подвизался в Московском Даниловом монастыре, где ныне почивают его святые мощи. Начав свой иноческий путь в Оптиной пустыни и достигнув духовной зрелости, отец Георгий затем исполнял должность настоятеля Мещовского Георгиевского монастыря Калужской губернии. После революции 1917 года претерпел репрессии, и затем промысел Божий привел его в обитель преподобного князя Даниила в Москве. В монашеском подвиге архимандрит Георгий стяжал дар рассуждения и любви и в скорбные послереволюционные годы стал для многих и многих верующих духовником и старцем.
В 1928 году преподобноисповедник Георгий был вновь арестован и отправлен в ссылку в поселок Кара-Тюбе Уральской области, удаленный от ближайшей железнодорожной станции на 240 км. С отцом Георгием были несколько духовных чад, помогавших ему. В это время здесь же отбывал ссылку священномученик Вениамин Романовский. Между ссыльными епископом, священносдужителями и верующими наладилось доброе общение при соблюдении должной осторожности, они взаимно поддерживали друг друга и материально, и духовно.
Сохранилось коротенькое письмецо епископа Вениамина в Москву к духовной дочери отца Георгия Зинаиде Осколковой, написанное в марте 1930 года. Оно хорошо передает обстановку и настроение ссыльной жизни в удаленном киргизском поселке, сердечность и простоту отношений, благодушие, с которым владыка переносил испытания, характерный для него добрый юмор: «Многоуважаемая Зина! Благодарю за память о моем 14 январе [день Ангела священномученика Вениамина]. Своевременно получив привет, не своевременно отвечаю. Извините. Ныне все надо извинять у каратюбинского «кунака» (гостя). Знание киргизского языка продвигается вперед очень медленно, по нескольку слов в год. Идет у нас сейчас разброд шабра. Где останавливается председатель Казахстана, хозяюшки того дома уже нет в доме. Дом стал не ее. Муллы также не стало. Отца забияки Махмута в бывшем доме уже нет. Дом с садиком из саксаула хозяина своего потерял. Но сад и камень при нем, а Максимыч при камне. Проспектная Каратюба разъезжается, дома переходят в казенное владение. У нас был здесь большой спрос на просо. Оно-то и явилось причиной перехода. Хозяин еще торопится, (перестань смеяться), магометане почему-то обратили внимание на предмет, их не касающийся…»
В апреле 1930 года владыка Вениамин, привлеченный к новому делу, был вызван из Кара-Тюбе. Спустя два с половиной года он скончался в лагере.
Преподобноисповедник Георгий пробыл в Кара-Тюбе еще два года. Возвращаясь из ссылки, смертельно больной раком горла, он мирно скончался в Нижнем Новгороде 21 июня / 4 июля 1932 года.
Оба святые были прославлены на Архиерейском Соборе 2000 года.
По материалам сайта Рыбинской епархии