ГОСПОДЬ МОЙ И БОГ МОЙ

Новости Служение митрополита

Архиерейским богослужением 26 апреля 2020 года встретили в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля 2-ю Неделю по Пасхе, апостола Фомы. Божественную литургию в праздничный день совершил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим в сослужении клириков собора.

После богослужения владыка митрополит напутствовал молящихся в храме словами проповеди:

– Господь мой и Бог мой… Сегодня такие слова, дорогие братья и сестры, мы слышали в Евангельском чтении, которое положено на этот день, день Антипасхи, день упоминания святого апостола Фомы.

Сегодня мы вспоминаем событие, благодаря которому апостол Фома стал называться в народе Фомой неверующим. Зачастую это понятие мы прилагаем к тем людям, которые сомневаются в очевидных истинах. Но что же произошло ныне с апостолом Фомой? Когда мы говорим об апостоле Фоме, то не нужно спешить с такими нарицательными определениями. Апостол Фома был одним из самых серьезных апостолов, одним из самых верных Христу Спасителю, одним из апостолов, который готов был пойти за Христом Спасителем на крестную смерть… Апостол Фома говорил: «Идем и мы, да умрем с Ним» (Ин. 11, 16). Так что же послужило тому, что апостол снискал такое определение?..

Сегодняшнее Евангельское чтение дает нам на это ответ. Мы слышали, как Христос Спаситель неоднократно являлся ученикам. И для них это было радостным событием. Но только среди них не было апостола Фомы. По каким-то нуждам он отсутствовал. И когда он пришел и обрел в горнице своих собратьев, учеников Христа Спасителя, и когда они ему сказали о Воскресении из мертвых Христа Жизнодавца, их Божественного Учителя, он не поверил. И мы слышали по каким причинам. И он говорил, что пока сам не увижу материальным образом ран Христа Спасителя, до той поры не буду иметь веры в Воскресение из мертвых Христа Жизнодавца. И на все уверения его братьев, он отвечал, что не верит во все происходящее.

Почему же, дорогие братья и сестры, апостол Фома не поверил в Воскресение из мертвых Христа Жизнодавца? Разве он не видел, какие чудеса творил Христос Спаситель? Разве он не видел еще неделю назад, как Христос Спаситель воскресил из мертвых друга своего, Лазаря?.. Разве он не видел, как Христос Спаситель воскрешал, исцелял и делал такие дела, которые были не подвластны земнородному? Конечно же видел. И тем не менее сомнение обуяло его. А сомнение его обуяло потому, что, когда он услышал о Воскресении от своих собратьев, то обрел их такими же, какими недавно оставил. Такими же малодушными, такими же подверженными различного рода чувствам, подверженными сомнениям, радующимися и не могущими объяснить своей радости…

Он не поверил, потому что он прекрасно понимал, что если Воскрес Христос Спаситель, то должно преобразиться все вокруг, прежде всего, сами эти ученики. Они должны были стать совсем иными, не теми малодушными, не теми радующимися, как дети, и не имеющими для этого основания и твердых убеждений, не теми прячущимися от иудейского гнева. Но должен был застать их таковыми, чтобы они были столпами веры, непоколебимыми, готовыми тотчас жизнь свою отдать ради проповеди о Христе Распятом и Христе Воскресшем. А их он таковыми не обрел. Потому и усомнился в Воскресении. И Господь предлагает самому Фоме осязать раны на Его теле. И когда он осязал, то воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28). Это стало квинтэссенцией всей его жизни. Это было его жизненное убеждение. Это было то, чему он посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Господь мой и Бог мой… И не случайно он отдал жизнь свою во имя проповеди Христа Распятого и Христа Воскресшего. Господь мой и Бог мой… И он не знал усталости, не знал страха. Господь мой и Бог мой… И он имел твердое уверение, которое основывал на своих знаниях и на том, что осязал раны Христа Воскресшего. Господь мой и Бог мой… Это то, что определяло весь его жизненный путь, что определяло его поступки, его верования и его мученическую кончину.

Вот почему, когда мы вспоминаем апостола Фому, не будем именовать его неверующим. У него были для этого основания. Он видел их в тех собратьях-учениках, которые окружали его в этой горнице… Только в момент Пятидесятницы они из слабых станут сильными, непоколебимыми столпами веры. Они из малодушных станут настолько убежденными, что жизнь свою готовы будут отдать за Христа Спасителя, за проповедь о Нем. И они делали это. И практически все апостолы, ученики Христа Спасителя, окончили жизнь свою мученически, за исключением апостола и евангелиста Иоанна Богослова…

Сегодня, задумываясь об этом, мы должны обратить свое внимание и на поведение учеников Христа Спасителя и подумать, что часто и наше восприятие Воскресения Христа Спасителя является таковым. Как часто мы в вере своей малодушны. Как часто сомневаемся в тех или иных постулатах веры… Как часто вера наша бывает подвержена различного рода искушениям, и мы бываем колеблемы и не стойкими в вере. Но, вместе с тем, по вере нашей дается нам. Как часто и мы являемся теми, кто смущается порой произнести имя Господа публично. Как часто мы смущаемся, когда проходим мимо храма и не осеняем себя крестом. Как часто можно сказать, что наше пребывание здесь довольно далеко от той проповеди, к которой призвал Христос Спаситель учеников своих. Но этот призыв распространяется не только к ним, он распространяется и к нам. И мы должны благовествовать Христа Распятого и Христа Воскресшего…

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Пресс-служба Ярославской епархии