МИТРОПОЛИТ ВАДИМ СОВЕРШИЛ ВЕЧЕРНЮ С АКАФИСТОМ БОЖЕСТВЕННЫМ СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ (ПАССИЮ)
15 марта 2020 года за вечерним богослужением в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля митрополит Вадим совершил вечерню с акафистом Божественным Страстям Христовым (пассию).
После чтения Евангелия ко всем молящимся в соборе со словами проповеди обратился настоятель Знаменского храма г. Ярославля иерей Иоанн Тераудс.
– Бог пришел в этот мир, — сказал отец Иоанн, — дабы заключить с человеком Новый Завет, чтобы сделать нас с вами сопричастными Ему, чтобы сделать нас своими Богу. Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что даже если бы человек не пал, Христос бы воплотился, чтобы нам с вами стать сродными Богу.
Мы часто падаем. Мы часто не реализуем своего духовного потенциала, не сохраняем условий этого Завета. Но, вступающий в этот Завет Бог, любит человека. Любит, несмотря на все те болезни и страсти, которые живут в нас…
Мы с вами видим, что даже ученики убежали, убоявшись. Мы с вами видим, как первосвященники требуют от Господа, чтобы он вышел из ненавистного для них благостного состояния, как они устраивают ложный суд над Спасителем. Мы видим, как Пилат, имеющий огромную власть, малодушничает и отдает иудеям Богочеловека Христа на распятие. Мы видим, как реализуются те пророчества, которые читаем в книгах пророков Исаии и Иезекииля – Христос идет, чтобы принести Себя в жертву за человека…
В дни Великого поста мы с вами имеем замечательную возможность пройти этот крестный путь вместе со Христом, проанализировать свою жизнь, увидеть, что страсти тоже могут быть причиной смерти, что душа человека искуплена величайшей ценой – ценой страданий и смерти Богочеловека на Кресте. И, соединяясь со Христом в Причастии, соединяясь с Его Телом и Кровью, мы приходим к Завету со Христом, возобновляем в себе эту благодать.
***
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.
Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.
По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении.
Пресс-служба Ярославской епархии