ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Служение Патриарха

2 декабря 2025 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днем прославления памяти святителя Филарета, митрополита Московского, действительно великого угодника Божия, просветителя, богослова, учителя, который в своей личности объединил глубокую веру и верность Господу, литургическое благочестие, готовность защищать Его святое имя, готовность нести слово Христовой истины всем — и ближним, и дальним, и тем, кто готов был слышать это слово, и тем, кто скептически, ввиду обстоятельств той эпохи, относился к православной проповеди.

Слово святителя влияло на тогдашнюю интеллигенцию, волнуемую разного рода западными влияниями, когда Православие, вера в Бога подвергались осмеянию и одновременно подрывались основы государственной власти. И мы знаем, к чему привело это воздействие на наш народ. То, что являлось истиной для людей, что составляло некую ценностную платформу жизни — любовь к Богу, к Церкви, к Отечеству — все эти истины, все эти ценности стали отвергаться под влиянием людей, получивших воспитание и образование на Западе. Как известно, после победы над Наполеоном наша армия вошла в Париж, но, скорее всего, ничему хорошему там не научилась, но каждый почерпнул нечто противоречившее духовным основам жизни нашего народа. Офицеры, интеллигенция впали в разврат, стали уничижительно относиться к русской культуре, а наши солдатики увлеклись пьянством. В общем, опасным было это путешествие в Париж, и последствия проявились очень скоро. В России возникли революционные настроения, стала подвергаться осмеянию государственная власть, появились люди, открыто заявлявшие о том, что они ни в какого Бога не верят. Все это, несомненно, стало влиять на образованную молодежь. И если говорить о страшной трагедии века двадцатого, когда разразилась национальная катастрофа, так называемая Октябрьская революция, разрушившая историческую Россию, то нужно помнить, что истоки этого бедствия — в веке девятнадцатом, в тех самых настроениях, которые сформировались в результате победы России над Наполеоном. Победа оказалась воинской, а вот над духом, над разумом, скорее всего, победил не только Наполеон, но и вся та культура, та философия жизни, которая была чужда нашему народу и которая, укоренившись в нашей интеллигенции, и привела к тягчайшим последствиям, обернувшимся и революциями, и гражданской войной, и разрушением исторической России, и взрывом того самого храма, который по милости Божией возродился и в котором мы с вами сегодня совершаем богослужение.

Но ведь все это не на пустом месте возникло. Умные люди были, образованные, да и настроенные патриотически — что же произошло? Неужели таким сильным было притяжение западной культуры, этих новых мыслей, этого призыва жить не по Божиим заповедям, а по расположению плоти? Неужели все могло так поработить нашу интеллигенцию, в том числе наших офицеров? Действительно, так все и произошло. Поэтому у истока наших последующих страданий были именно эти времена, когда, придя победителями, мы оказались побежденными.

Обо всем этом не следует забывать, потому что, несмотря на очень опасные процессы, которые развивались в России, были и светочи, которые не только вразумляли и укрепляли веру в народе мудрым архипастырским словом, но и служили авторитетом для просвещенных людей того времени. И первым из таких был святитель Филарет (Дроздов), который очень много сделал для того, чтобы значительная часть интеллигенции, зараженной тем самым парижским безумием и безбожием, повернулась к Богу.

А начал святитель Филарет с самого простого. Он понял: для того чтобы укрепилась вера, необходимо, чтобы народ верил сознательно. А большинство крестьян не воспринимало веру православную сознательно — воспринимало через обычаи, через богослужение. Вот тогда святитель Филарет и решил написать книгу, в которой бы кратко излагалась православная вера. Чтобы она была написана очень просто, в виде вопросов и ответов, и чтобы по этой книге и учили закон Божий наши люди. Вот так появился Катехизис, то есть наставление в вере, святителя Филарета (Дроздова), и до сих пор эта книга изучается в семинариях. Конечно, устарел язык, но содержание не может устаревать, потому что касается вечных истин, изложенных достаточно простым и ясным языком. Именно Катехизис митрополита Филарета стал главным учебником благочестия и веры православной в нашем народе. Поэтому его вклад в ограждение народа нашего, Церкви нашей от тлетворных безбожных влияний, вклад в некое воцерковление нашей аристократии, интеллигенции, вклад в учебный процесс в духовных школах мало с чем можно сравнить. Это был действительно выдающийся святитель, ныне сопричисленный к лику святых, чьи мощи почивают в этом святом храме.

В те невероятно трудные годы, в ту эпоху в истории нашей страны, когда решался вопрос, быть или не быть русским людям православными или пойти по пути Западной Европы, отказавшейся от Бога, от Церкви, именно голос святителя Филарета стал, может быть, решающим. Он помог людям нашим — и простым, и образованным — укрепиться в вере.

А ныне святитель почивает с нами своими святыми мощами. И, прикладываясь к его мощам, обращаясь к нему с молитвой, нужно просить его о том, чтобы он укреплял нашу веру, ограждал нас разумом своим и словами своими от обольщения ложными учениями и вообще от всяких тлетворных влияний, которые могут подорвать и веру, и благочестие, и любовь к Отечеству, и верность долгу перед страной.

Молитвами великого угодника Божия святого Филарета, митрополита Московского, да хранит Господь град Москву, страну нашу, Отечество и Церковь нашу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси