МАРДАРИЙ (ИСАЕВ), ИЕРОМ., ПРМЧ.: †1938

Без рубрики

Дни памяти:

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

18 марта

 

Иеромонах Мардарий (Михаил Исаевич Исаев) родился 4 января 1886 года в деревне Савостино Микулинской волости Старицкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье.

Окончив сельскую школу, он до 24-х лет жил вместе с родителями.

В 1919 году поступил в Желтиков монастырь в Твери и был пострижен в монашество с именем Мардарий.

В 1922 году был келейником у священника Павла Соколова, впоследствии епископа Вольского Петра; служил псаломщиком в соборе города Рыбинска; был иподиаконом у епископа Гервасия (Малинина) в Рыбинске.

В 1924 году рукоположен во иеродиакона, а в 1925-м — во иеромонаха и назначен в храм в село Федорицкое Мологского района Ярославской области. С 1929 года служил в храме святителя Николая села Деревеньки Угличского района.

Во время служения в Ярославской епархии отец Мардарий сблизился со священномучеником Серафимом (Самойловичем), архиепископом Угличским, который с 1924 по 1926 годы, в связи с арестом священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского и Ростовского, фактически управлял Ярославской епархией. В архиепископе Серафиме крестьянский сын, избравший служение Господу и Его Святой Церкви, нашёл близкого по духу подвижника.

Впоследствии, когда ОГПУ вызвало одного из священников, чтобы он охарактеризовал иеромонаха, тот сказал следующее: «В личной жизни иеромонах Мардарий представляет из себя монаха-аскета, строго исполняющего предписания монашеской жизни, преданного церковности, весьма аккуратного и истово совершающего богослужения, и при этом очень часто, в сравнении с окружающим духовенством. Его богослужение привлекает массу богомольцев. Проповедей иеромонах Мардарий не произносил, но духовные наставления давал на исповеди, вот почему его авторитет как духовника и духовного руководителя среди его последователей был очень велик. Исповедь его была очень продолжительная, и в этом отношении, несомненно, он оставил далеко позади всех своих сослуживцев-священников. В этой исповеди причина его популярности».

Многие священники были тогда уже арестованы, и иеромонах Мардарий оказывал им материальную помощь через их родственников. Сам он во время служения в селе Деревеньки по многочисленности своей паствы ни в чём не нуждался и щедро помогал другим. Отца Мардария верующие полюбили за его кроткий и смиренный нрав. Увидев в нём человека святой жизни, стремящегося ко спасению, к нему стали идти все жаждущие достичь жизни вечной.

Видя такое стечение людей, отец Мардарий стал готовиться к аресту, а чтобы по возможности отдалить его, держался сдержанно и осторожно, дабы не дать ищущим повода в чём-либо себя обвинить.

Иеромонах Мардарий был арестован в феврале 1933 года. На допросах он показал, что его посещает много верующих не только из деревень, но и из городов. Случаи бесед с крестьянами у него бывали, но бесед против коллективизации он не вёл. Исповедь у него была продолжительностью пять-десять минут и проходила до начала богослужения. На исповеди он, как священник, призывал к вере в Бога и жизни по заповедям. Он подтвердил следователю, что действительно является единомышленником архиепископа Угличского Серафима (Самойловича).

11 июня 1933 года иеромонах Мардарий был доставлен в тюрьму города Углича. Узнав об этом, верующие отправились в Углич и стали хлопотать об освобождении пастыря. Уполномоченный Угличского ОГПУ заявил священнику, что он может освободить его, но только при условии, что тот покинет Угличский район. 13 июля 1933 года уполномоченный постановил освободить отца Мардария и 17 июля взял у него расписку, что он покинет район, после чего отец Мардарий уехал в Рыбинск.

Летом 1935 года иеромонах Мардарий был назначен служить в храм в село Юрьевское Мышкинского района Ярославской области и возобновил истовое богослужение по монастырскому укладу, которое при беспросветности окружающей жизни и гонениях Советской власти, осталось единственной духовной пищей, укрепляющей человеческие души.

9 января 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Мардария и заключили его в тюрьму города Углича. Допросы продолжались в течение нескольких месяцев. Священнику вменялось то, что он, «на протяжении длительного периода времени занимался антисоветской агитацией и распространением среди населения провокационных слухов», «в срыве колхозных работ из-за религиозных обрядов», а также, являясь «активным тихоновцем, ярым противником Советской власти, пытался привить свою ненависть к существующему строю тем людям, в среде которых вращался». Отец Мардарий отверг все обвинения и виновным себя не признал.

В июне 1937 года следствие было закончено, и 9 июля отцу Мардарию предоставили возможность ознакомиться с обвинительным заключением, где говорилось о том, что он «проводил антисоветскую агитацию и распространял среди населения церковную литературу антисоветского содержания».

10 декабря 1937 года состоялось заседание специальной коллегии Ярославского областного суда. Отвечая в суде, иеромонах Мардарий сказал, что вполне понимает, в чём его обвиняют, но виновным себя в этом не признает — распространением церковной литературы и агитацией против Советской власти не занимался. Суд определил, что, поскольку на судебное заседание не явилось несколько свидетелей, «слушание дела отложить до следующего судебного заседания». К этому времени иеромонах Мардарий почти год находился под следствием в угличской тюрьме.

Впоследствии, дело отца Мардария было передано внесудебной тройке НКВД, которая 17 марта 1938 года приговорила к расстрелу.

Иеромонах Мардарий (Исаев) был расстрелян на следующий день, 18 марта 1938 года, и погребён в общей безвестной могиле.

Реабилитирован 25 мая 1989 года.