НИКОЛАЙ РОЗОВ, ИЕРЕЙ, СЩМЧ.: †1930

Без рубрики

Дни памяти:

20 марта

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ивань­ко­во Ро­стов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ро­зо­ва. По окон­ча­нии Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Спасск-Го­ро­дец Ро­стов­ско­го уез­да, в ко­то­ром он про­слу­жил до 1928 го­да, ко­гда был пе­ре­ве­ден в храм в се­ле Чаш­ни­цы то­го же уез­да.
В это вре­мя боль­ше­ви­ка­ми в Рос­сии ста­ла про­во­дить­ся кол­лек­ти­ви­за­ция: од­них кре­стьян при­ну­ди­тель­но сго­ня­ли в кол­хо­зы, у дру­гих — по­все­мест­но от­би­ра­ли иму­ще­ство и зем­лю, а их са­мих вы­сы­ла­ли це­лы­ми се­мья­ми в необ­жи­тые рай­о­ны стра­ны. По боль­шей ча­сти кол­лек­ти­ви­за­ция про­во­ди­лась при­е­хав­ши­ми из го­ро­да ком­му­ни­ста­ми, дей­ство­вав­ши­ми по от­но­ше­нию к кре­стья­нам, как ино­род­че­ский эле­мент. Эти идей­ные ино­род­цы по­дав­ля­ли вся­кие за­чат­ки кре­стьян­ско­го недо­воль­ства и со­про­тив­ле­ния и тща­тель­но вы­ис­ки­ва­ли тех, кто под­ле­жал уни­что­же­нию. И в первую оче­редь это бы­ли, ко­неч­но, свя­щен­ни­ки, из­на­чаль­но чуж­дые боль­ше­ви­кам по раз­ли­чию в ве­ре. На­род вос­при­нял кол­лек­ти­ви­за­цию как на­чи­на­ю­щу­ю­ся про­тив него вой­ну, гро­зя­щую ему бе­да­ми и смер­тью, — и лю­ди по­тя­ну­лись в хра­мы ис­по­ве­до­вать­ся и при­ча­щать­ся.
Храм в се­ле Чаш­ни­цы на празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня 15 фев­ра­ля 1930 го­да был по­лон мо­ля­щих­ся. По­чти все при­шед­шие ис­по­ве­да­лись и при­ча­сти­лись. Пе­ред ис­по­ве­дью отец Ни­ко­лай, об­ра­ща­ясь к мо­ля­щим­ся, ска­зал: «Пра­во­слав­ные, эта ис­по­ведь про­хо­дит, мо­жет быть, в по­след­ний раз, а по­том нас про­го­нят от­сю­да или за­кро­ют цер­ковь; я вам от ду­ши же­лаю луч­шей жиз­ни в но­вых усло­ви­ях, но не за­бы­вай­те ве­ру Хри­сто­ву».
В сво­ем сло­ве в кон­це служ­бы он вновь по­вто­рил: «Пра­во­слав­ные, на­ста­ло вре­мя смут­ное, сей­час за­кры­ва­ют все церк­ви, вер­но, ско­ро за­кро­ют и на­шу, нам бу­дет негде слу­жить…»
На­род, слу­шая свя­щен­ни­ка, пла­кал, ни­ко­му не хо­те­лось те­рять Бо­жье­го хра­ма.
Через день по­сле празд­ни­ка дей­ство­вав­ший в этом рай­оне упол­но­мо­чен­ный по кол­лек­ти­ви­за­ции Без­де-Мер­ли от­пра­вил сво­е­му на­чаль­ни­ку ра­порт: «На­сто­я­щим со­об­щаю вам, что поп Чаш­ниц­ко­го се­ла по вос­крес­ным и дру­гим празд­ни­кам цер­ков­ным про­из­во­дит ис­по­ведь ве­ру­ю­щих; на ис­по­ведь идут по­чти изо всей окру­ги, и по­сле ис­по­ве­дей на­блю­да­ет­ся вы­ход за­пи­сав­ших­ся в кол­хоз… со сво­ей сто­ро­ны я счи­таю необ­хо­ди­мым по­па се­ла Чаш­ни­цы вы­слать — чем ско­рее, тем луч­ше» [1] .
18 фев­ра­ля бы­ла вос­крес­ная служ­ба, и на сле­ду­ю­щий день тот же упол­но­мо­чен­ный сно­ва ра­пор­то­вал об от­це Ни­ко­лае. «На дру­гой ис­по­ве­ди, в вос­кре­се­нье 18.2.30 го­да, — пи­сал он, — ко­ли­че­ство ис­по­вед­ни­ков бы­ло в два ра­за боль­ше, чем в пер­вый раз; оба ра­за служ­ба бы­ла очень дол­го, при­мер­но до ча­са дня, а обык­но­вен­но служ­бы про­дол­жа­лись до один­на­дца­ти ча­сов утра» [2] . И он сно­ва по­тре­бо­вал вы­сыл­ки свя­щен­ни­ка.
22 фев­ра­ля 1930 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Яро­слав­ле. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, свя­щен­ник ска­зал, что дей­стви­тель­но на празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня в хра­ме при­сут­ство­ва­ло око­ло пя­ти­де­ся­ти его при­хо­жан, ко­то­рые при­шли ис­по­ве­дать­ся, но ни­ка­ких про­по­ве­дей о пре­сле­до­ва­ни­ях ре­ли­гии он не го­во­рил и в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет.
28 фев­ра­ля 1930 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 16 мар­та 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к трем го­дам ссыл­ки в Ар­хан­гельск. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ро­зов скон­чал­ся 20 мар­та 1930 го­да в яро­слав­ской тюрь­ме и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 65-66