ДИАДА «УЧИТЕЛЬСТВО – УЧЕНИЧЕСТВО» КАК ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ

Новости Новости отделов

1 декабря 2023 года в Ярославской духовной семинарии прошло Пленарное заседание Регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений. Тема чтений: «Православие и отечественная культура: Потери и приобретения минувшего, образ будущего».

С докладом «Диада «учительство — ученичество» как традиционная ценность в общественно-культурной жизни России» выступил Ю. Ю. Иерусалимский, доктор исторических наук, профессор заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, профессор кафедры истории России Государственного университета просвещения (г. Москва), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член Общественной палаты Ярославской области, председатель Ярославского регионального отделения Российского общества историков-архивистов.

«В докладе использованы материалы монографии В.Э. Багдасаряна и арх. Сильвестра (Лукашенко) «Традиционные ценности: Стратегия цивилизационного возрождения», научным редактором которой мне выпала честь быть.

Учитель для традиционного общества являлся фигурой сакральной. Через отношения «учитель – ученик» осуществлялась в социуме трансляция ценностей и знаний. Транслировался прежде всего духовный опыт цивилизаций. Учитель учил жизни, и учительство никогда не сводилось к формированию компетенций. Отношения «учитель – ученик» носили всегда личностный, субъект-субъектный характер, можно было даже говорить об определенной форме духовного родства между ними.

Великими учителями считались создатели религиозных учений. Христос был учителем апостолов, апостолы стали учителями всего человечества. На любом историческом этапе имелись признанные учителя общества и учителя человечества. Сегодня определиться с тем, кого можно считать учителем российского народа и, тем более, учителем всего человечества, довольно проблематично. И не в отсутствии ли учителей следует искать причины постигшего мир духовного кризиса?

Учитель, как и воин, является столпом системы национальной безопасности. Получаемые от учителя учеником знания и ценности – это тот потенциал, который при столкновении государств оказывается либо выше, либо ниже, чем у противника, что и оказывается в итоге фактором побед и поражений. Оскару Пешелю – известному немецкому географу и антропологу – принадлежит часто ошибочно приписываемое О. Бисмарку высказывание: «Народное образование играет решающую роль в войне, … когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

Примерами заботы о своих воспитанниках является социокультурная деятельность ярославского духовенства по улучшению бытовых условий учащихся в начале XX века. Особенно это касалось малоимущих учеников. Так, Ярославская епархия русской Православной Церкви уделяла внимание организации учебного процесса в своих духовных учебных заведениях. Известно, что в 1910 г. в общежитии Ярославской духовной семинарии проживало 242 семинариста, в общежитии Епархиального Ионафановского женского училища – 319 воспитанниц.

На содержание общежития и призрение только 242 семинаристов семинарии Ярославская епархия израсходовала в указанном году существенную сумму в 38 898 рублей 90 копеек [1]. Прямые расходы на поддержку малоимущим учащимся от Совета попечительства о недостаточных воспитанниках духовной семинарии в том же 1910 г. составили 3 257 рублей 57 копеек из всего капитала Совета, насчитывающего в то время 9 738 рублей 83 копеек [2], т.е. практически третью его часть.

Эти суммы впечатляют, учитывая, что средняя заработная плата рабочих Ярославской губернии равнялась в указанные хронологические рамки 15 руб. в месяц. Большинство сельских священников, чьи дети учились в вышеупомянутых учебных заведениях, зачастую, наряду с крестьянскими, ежемесячно оперировали в месяц отнюдь не большими денежными суммами. Учитывая традиционную многодетность семей священнослужителей, свести концы с концами в губернском центре и уездных городах, где располагались духовные училища, малоимущим учащимся и воспитанницам из сельской местности без материальной поддержки со стороны Ярославской епархии Русской Православной Церкви, а также без помощи родителей, которые активно вели приусадебное хозяйство, было бы невозможно.   

В противоречии с традиционной ценностью учительства выступает современный взгляд западного общества на образование как услугу. Учитель есть педагог, буквально, ведущий ребенка. При образовательной услуге нет педагога, а отношения «учитель – ученик» заменяются отношениями «коучер – клиент». Отрадно, что в настоящее время понятие «образовательная услуга» исключили из Закона об образовании. Вместе с тем далеко не все еще сделано, чтобы восстановить престиж педагога. Десакрализует статус педагога в современной России и то социально аутсайдерское положение, которое занимают в реальности школьные учителя и, в ряде случаев, вузовские преподаватели.

Низкая заработная плата, беззащитность перед буллингом со стороны школьников и их родителей, бюрократический прессинг всякого рода административных структур, бесконечные отчеты и проверки педагогов, практически ежедневное анкетирование преподавателей и учащихся, когда умение отчитываться и достижение требуемых результатов ценится начальством выше реальных дел – о какой сакральности при такой ситуации может идти речь? И в контексте объявленного Президентом России 2023 года годом педагога и наставника крайне важно поставить задачу восстановления традиционной роли учителя в обществе».

(Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-28-01231, https://rscf.ru/project/22-28-01231/)

Пресс-служба Ярославской епархии


[1] Обзор Ярославской губернии за 1910 год. Приложение к всеподданнейшему отчету. Ярославль: типография губернского правления, 1911. С. 39. Obzor Yaroslavskoy gubernii za 1910 god. Prilozheniye k vsepoddanneyshemu otchetu. [Overview of the Yaroslavl province for 1910. Appendix to the Most Submissive Report. In Russ.]. Yaroslavl: printing house of the provincial government, 1911. p. 39.

[2] Обзор Ярославской губернии за 1910 год. Приложение к всеподданнейшему отчету. Ярославль: типография губернского правления, 1911. С. 44. Obzor Yaroslavskoy gubernii za 1910 god. Prilozheniye k vsepoddanneyshemu otchetu. [Overview of the Yaroslavl province for 1910. Appendix to the Most Submissive Report. In Russ.]. Yaroslavl: printing house of the provincial government, 1911. p. 44.