МИТРОПОЛИТ ВАДИМ ПОСЕТИЛ МУЗЕЙНЫЕ ХРАМЫ ЯРОСЛАВЛЯ
9 сентября 2021 года митрополит Ярославский и Ростовский Вадим посетил храмы Рождества Христова и Николы Надеина, которые находятся в ведении Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Владыку митрополита сопровождали секретарь епархии иерей Александр Пчелкин, древлехранитель епархии игумен Никодим (Федоров) и настоятель действующего храма монастырского подворья в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (располагается на территории музея-заповедника) иеромонах Агафангел (Шкуранков).
Об истории и убранстве храмов владыке митрополиту рассказала главный специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Елена Александровна Федорычева.
Церковь Рождества Христова строилась на средства богатой купеческой семьи — Гурьевых-Назарьевых в 1640-е гг. Является типичным ярославским посадским храмом: на высоком подклете группируется сложная композиция из разных объемов, центральный из которых ранее завершался пятиглавием.
Уникальность храма в том, что здесь впервые в истории ярославской архитектуры применены поливные изразцы — из них составлена храмозданная летопись, опоясывающая центральный храм. В ней наряду с царем Михаилом Федоровичем и ростовским митрополитом Варлаамом названы имена Дружины и Гурия Назарьевых и трех сыновей Гурия, завершивших строительство.
Храм был расписан неизвестными ярославскими мастерами в 1683 году. Иконостас неоднократно менялся, но первоначальные иконы сохранились. Это единственный иконописный храмовый ансамбль Ярославля I половины XVII в.
Церковь Николы Надеина — первый посадский храм Ярославля, с него началась история знаменитых ярославских храмов «золотого» XVII века, во многом он послужил для них образцом, ориентируясь в свою очередь на Спасский собор одноименного монастыря.
Храм строился в 1621-1622 гг. на средства и по заказу одного из самых богатых людей не только Ярославля, но и всего государства Епифания Андреевича Светешникова, по прозвищу Надея. Это мирское имя и вошло в привычное теперь название церкви.
Надеинский храм был воспринят как своеобразный памятник Смуте и той роли, которую сыграл Ярославль в освобождении страны от польско-литовских интервентов.
Интерьер церкви расписан в 1640 г. артелью мастеров во главе с костромичем Любимом Агеевым. Тема росписи — житие и деяния святителя Николая Чудотворца. Это первый и единственный в Ярославле стенописный ансамбль I половины XVII века, ныне находящийся под записью 1882 г.
Иконостас центрального храма не имеет аналогов в ярославском искусстве. Он сделан в 1751 году в редком для Ярославля стиле барокко по рисунку и при участии основателя русского общедоступного национального театра ярославца Федора Волкова, который был прихожанином этой церкви. За иконостасом, в глубине алтаря, хорошо просматривается великолепная резная надпрестольная сень (1736 г.).
Пресс-служба Ярославской епархии с использованием материалов сайта музея-заповедника