ЕПИСКОПА ИСАИЮ (КОВАЛЕВА) ПЕРЕЗАХОРОНИЛИ ВОЗЛЕ ФЕОДОРОВСКОГО СОБОРА Г. ЯРОСЛАВЛЯ
Сегодня на архиерейском некрополе возле Феодоровского собора г. Ярославля перезахоронили владыку Исаию (Ковалева). Владыка управлял Ярославской епархией с 1954 по 1960 год.
Владыка был рукоположен в священный сан архиепископом Димитрием (Градусовым), за ним и приехал служить в Ярославскую епархию. По прибытии в Ярославль был назначен клириком в Феодоровский собор, с 1952 года стал настоятелем собора.
В 1954 году был избран епископом Угличским и управляющим Ярославской епархией. Хиротония владыки состоялась в Богоявленском Патриаршем соборе. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), Экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов), архиепископ Алеутский и Северо-Американский Борис (Вик), епископ Куйбышевский и Сызранский Иероним (Захаров) и епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов).
Владыка Исаия скончался 21 октября 1960 года и был похоронен на Донском кладбище Ярославля.
Сегодня в Никольском храме Феодоровского соборного подворья перед перезахоронением была отслужена панихида, которую совершил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.
– Сегодня мы совершаем перезахоронение святителя Исаии, епископа Угличского, — сказал владыка, — который управлял Ярославской епархией. Его управление выпало на весьма сложный период, который у многих людей вызывает кривотолки и домыслы. Одни говорят, что можно было бы поступать так или иначе. Одно можно было сказать совершенно достоверно, что это служение по своей сути являлось служением исповедническим.
В какой-то мере отголоски этого периода застал в своем детстве и я. Я видел, как было сложно священнослужителям, как было трудно им исполнять свои обязанности, когда за многими «нельзя» нужно было быть верным своему пастырскому и тем более архипастырскому долгу. И этот период мы вспоминаем с благодарностью к тем служащим, кто непоколебимо свидетельствовал нам слова вечной Истины, кто донес до нас преемственность Церкви, и благодаря им и мы с вами остались людьми верующими.
В ту пору были различного рода течения. А некоторые правители заявляли, что скоро покажут последнего попа, и многое было направлено на истребление прежде всего епископата, потому что там, где епископ, там и Церковь. И это знали богоборческие власти, которые гнали Церковь. Они знали, что истребляя и изживая священноначалие, определяют Церковь на неведомую судьбу, когда она не сможет столь открыто свидетельствовать Истину Христову.
Быть священнослужителем в ту пору означало быть исповедником. Таким был святитель Исаия. Он являл собой пример доброго архипастыря.
Я мало что знаю о владыке Исаие. Только то, что слышал. Один из предметов его служения – святая панагия – была и у меня. Я ее передарил Святейшему Патриарху Кириллу. Эта панагия принадлежала в свое время Патриарху Алексию I. Каким-то образом она оказалась у владыки Исаии. И как-то на одном из заседаний Священного Синода владыка Исаия обратил внимание, что на него и на его панагию смотрит Патриарх Алексий. Потом Святейший обратился к владыке и предложил посмотреть на надпись – там должна была стоять дата 1913 года. Он повернул панагию. Действительно эта дата была выбита там. Эту панагию, как сказал тогда Святейший, возлагали при его посвящении в епископы, и подарил ее владыка Арсений.
Из рассказов владыки Ювеналия я знаю, что владыка Исаия был добрым архипастырем, который трудился здесь на ниве Христовой. И то наследие, которое сохранилось ныне, оно собрано его любовью, подвигом, его трудами.
Сегодня нам представилась возможность перезахоронить владыку Исаию из того неподобающего его сану места, которое приходило в запустение. Мы переносим владыку Исаию сюда, к Федоровскому собору, где располагаются захоронения архиереев Ярославских.
Пресс-служба Ярославской епархии