МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: СВОБОДНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ БЫЛО ЦЕЛЬЮ СЛУЖЕНИЯ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА)
10 августа 2020 года, в день памяти иконы Божией Матери «Одигитрия», митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова с. Давыдово. Владыке сослужили секретарь Ярославской епархии иерей Александр Пчелкин, благочинный приходов Ярославского сельского округа протоиерей Димитрий Ильичев, настоятель храма иерей Иоанн Мозяков и клирики приходов Ярославского сельского благочиния.
В этом храме молились многие известные деятели Русской Православной Церкви. Здесь служили иеромонах Никодим (Ротов), будущий митрополит Ленинградский и Новгородский, будущий архимандрит Авель (Македонов), архимандрит Венедикт (Воробьев).
– В этом храме я впервые совершил Литургию, – сказал владыка митрополит в проповеди после богослужения, – хотя слышал об этом храме я очень много. Слышал рассказы одного из клириков – приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). Когда он вспоминал свое служение здесь, его глаза наполнялись слезами, и это при том, что он был сильный и мужественный человек. Эти годы для него были незабываемы.
Он рассказывал, как стал священником вопреки воле отца и воле мамы, которая была дочерью священника и знала, какой крест должен был понести всякий священнослужитель того времени. Своему возлюбленному чаду такой участи она не желала. Тем не менее, поступив в университет, он со второго курса ушел, потому что понял, что его дело — дело Церкви, и этой Церкви он служил до последнего вздоха. Он вспоминал те дни, когда совершал здесь служение, как собирались здесь люди, как чинили препятствия богоборческие власти. Но служение это было пронизано искренним переживанием совершаемого. Он служил истово, ничего не опуская, совершая все то, что полагалось по уставу – здесь, по сути, совершалось иноческое его служение.
Однажды его мама, направляясь в этот храм, еще в поезде услышала разговоры о том, что в храм приехал молодой монах и так ревностно служит, что собирает множество людей, служит истово и искренне. Литургию владыка совершал каждый день.
Свободное исповедание веры – это было целью его служения. и он положил всю свою жизнь, чтобы достичь свободы Церкви, чтобы совершались богослужения, чтобы слышалось слово Божие. И не щадил для этого своей жизни. Он перенес шесть инфарктов. И когда ему говорили поберечь себя, он говорил: «Будь, что будет». Так он уехал и в последнюю командировку.
Когда владыка ездил в заграничные командировки, то всегда с собой возил погребальное облачение. А мы, когда провожали его, не знали, как встретим. И однажды встретили в гробу.
Сегодня, вспоминая владыку, мне хотелось бы, чтобы и мы с вами воздали ему добрым словом. А жизнь его была трудна. Трудна и не всеми понимаема. Одни воздавали ему должное, а другие не понимали. В своей вере он доходил до детского чувства наивности, а нам казалось это сомнительным в силу нашего жестокосердия, его же сердце было мягким и восприимчивым. Он любил и знал историю нашего государства, он знал наш народ, знал народные корни и культуру, духовные корни народа, ко всему стремился и был пытлив в своих познаниях. Вел богоугодную и богоспасаемую жизнь.
Пресс-служба Ярославской епархии