СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ПРОВЕЛ ВЕБИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРАКТИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ В СФЕРЕ ПРИХОДСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Новости Новости отделов

14 июля 2020 года руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) провел вебинар «Основы приходского просвещения: практические рекомендации». В работе вебинара принял участие руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерей Павел Рахлин.

В начале вебинара священник рассказал о концептуальных основах приходского просвещения, затем подробно остановился на ряде серьезных проблем в сфере наставления в вере, развития духовной жизни детей и взрослых, их молитвенной и литургической жизни.

Руководитель сектора приходского просвещения выделил следующие три группы негативных факторов, влияющих на формирование проблем в указанных областях. 

1) Негативные факторы, влияющие непосредственно на детей:

  • несоразмерность богослужебного чина Литургии (длительность, сложность структуры и содержания) со способностью ребенка воспринимать его в полном объеме;
  • возрастная неспособность принять богословские понятия на том языке, как их излагают взрослые, а также в целом непонимание детьми смыслов Литургии и смысла своего участия в ней;
  • проблема качественного участия детей в богослужении: ребенка вынуждают быть пассивными на Литургии, что является для него противоестественным и вызывает отторжение;
  • проблемы участия «особых» детей в Литургии — детей с ментальными и другими нарушениями (отсутствие специфических организационных условий, мешающих позитивному взаимодействию с детьми, в том числе отсутствие пандусов, тактильных икон, сурдоперевода и т.д.; недостаток осведомленности прихожан об особенностях детей, что приводит к неприязненному или отстраненному отношению, навешиванию негативных ярлыков на родителей и детей — например, «диагностирование» одержимости, наказания Божия за грехи родителей и т.д.);
  • отсутствие мотивации у ребенка, следствием чего становится появление ярких негативных эмоциональных реакций у детей; с одной стороны, дети, для которых церковная жизнь нова, могут испытывать в храме страх, с другой стороны, для детей, с младенчества привыкших к Церкви, она становится обыденной, потому они не испытывают трепета, равнодушны к Литургии и таинствам.

2) Негативные факторы, влияющие на детей опосредованно, через родителей:

  • неучастие родителей в таинствах, что дает негативный пример для подражания;
  • незаинтересованность родителей в собственном образовании и духовном просвещении;
  • полная или частичная пассивность родителей в деле религиозного воспитания своих детей;
  • неразумное, безответственное применение родительской власти, выражающееся в принудительном для ребенка участии в таинствах, обрядах, молитвах.

3) Негативные факторы, которые могут проявляться в отдельных случаях через настоятеля (духовенство) и прихожан:

  • отсутствие у настоятелей и приходских наставников мотивации, стремления к тому, чтобы включать детей в Литургию, находить им занятия или послушания в храме;
  • неблагополучный эмоциональный фон на приходе (осуждение родителей, сплетни и ссоры, цинизм или лицемерие тех, кто выполняет церковные послушания), агрессивное поведение взрослых по отношению к детям;
  • неустроенность храма для семей с маленькими детьми, детьми с особыми потребностями.

Запись вебинара размещена на YouTube-канале Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Источник: «Православное образование»