200 ЛЕТ НАЗАД БЫЛ ЗАЛОЖЕН ПОКРОВСКИЙ ХРАМ КАЗАНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
5 (18) мая 1820 года, в день отдания Пасхи, в линии южной стены Казанского женского монастыря г. Ярославля было заложено основание храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней.
В дневнике игумении Казанского монастыря Маргариты (Смагиной) этому событию соответствует следующая запись: «Маия 5 дня был оклад по чину положен церковному новой каменной церкви в ознаменование Покрова Пресвятой Богородицы… Из Успенского собора было учинено крестохождение со святыми Кресты и честными чудотворными иконами Толгския Божьей Матери, Спасителя нерукотворного образа… При многочисленном народном собрании вышли на место, где предполагаемо быть церкви, по совершении водосвятия по кроплении святою водою, первый камень заложил по прочтении положенной по уставу молитвы крестообразно Архиепископ Авраамий, потом починальница строения игумения Маргарита»
По проекту теплый зимний Покровский храм представлял собой однокупольное кирпичное строение в стиле классицизма с трапезной и колокольней. С западного фасада к строению примыкала паперть, куда вели две двери — со стороны города и из монастыря. Единый ансамбль с храмом составляла четырехъярусная колокольня, высота которой со шпилем составляла 28 саженей (около 60 м). Она превышала колокольню кафедрального Успенского собора. В ее нижнем ярусе находились Святые ворота. Строительство было завершено в 1821 году, а годом позже колокольню и храм увенчали главки с крестами.
Записи дневника игумении Маргариты раскрывают подробности благоустроения нового храма. В декабре 1827 года специально для монастырской колокольни на заводе ярославского купца П.Г. Оловянишникова был отлит колокол благовестник в 325 пудов. В марте следующего года его подняли на новую колокольню. «День был с ветром и ненастьем, при подьеме его народу было много. А 23 дня марта со старой колокольни все сняты были колокола и также подняты на новую. И по весь тот день налаживали звон» — узнаем из дневника игумении.
В октябре 1827 года к исполнению стенных росписей храма приступила артель Тимофея Медведева. Одновременно работали резчики над иконостасом, жертвенниками и престолами. «23 числа ноября резщики кончили резную работу для вновь строящейся церкви, за каждую работу мастеру Усольскому мещанину Константину Яковлеву Трубникову 1700», — отмечено в дневниковой записи.
Иконописец Константин Смирнов завершил работу над святыми образами иконостаса в мае 1828 года. «Июля 3 число Золотари кончили всю работу, мастер был крепостной помещика Яковлева Павел Феодоров Сыроетин, по договору плачено ему с материалом 9000 из неокладной церковной суммы» 23 апреля 1828 года: «Привезли лампады для новой церкви всего 13 лампад посеребряные, приложил оныя рыбинской купец Лаврентий Иванов Мухин»
В день празднования летней Казанской 8 июля 1828 года «после генерального крестохождения всего духовенства, губернатора, градоначальников и большого числа горожан от Успенского кафедрального собора до монастыря новая Покровская церковь была освящена Архиепископом Ярославским и Ростовским Авраамием…Сей приятный день для всей обители продолжался лиянием дождя», – завершает рассказ игумения.
Торжество освящения придела Покровского хама в честь Иоанна Предтечи состоялось 23 июня 1829 года, а придела в честь Николая Чудотворца — 9 мая 1830 года.
Пресс-служба монастыря, при подготовке материала использованы: копия Дневника игумении Маргариты из музея Казанского монастыря, книга Рутман Т.А. Ярославский Казанский женский монастырь, — Ярославль, 2010.