ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР САТОМСКИЙ: МЫ – ХРИСТИАНЕ, ПОТОМУ ЧТО ХРИСТОС ПОБЕДИЛ
Сегодняшнее повествование книги Деяний (Деян. 11:19-26, 29-30) посвящено очень важному событию в жизни раннехристианской общины, моменту, когда ученики Христовы начинают осознавать себя как нечто отдельное от современного им иудаизма и получают новое наименование – христиане.
Важно понимать, что это осознание не далось Церкви легко. Конфликт с единоверцами – всегда огромная боль. Мы видим, что даже после событий смерти и воскресения Спасителя ученики продолжают посещать Иерусалимский храм. Только вдумаемся – апостолы, исцелявшие людей одною своей тенью, ходят на богослужения, которое возглавляет инициировавший распятие Христа первосвященник!
Но в том и отличие учеников Спасителя от других – они не озлобились, не
стали маргинальным,
закрытым в себе сообществом. Когда двумя столетиями ранее подобный конфликт
произошел между неким «учителем праведности» и храмовым первосвященником, то
последователи этого учителя навсегда ушли из храма, говоря о том, что раз в
храме грешные священнослужители, то и обряды его мерзки пред Богом. Так
образовалась закрытая секта ессеев.
Здесь же, до самого момента разрушения, апостольская община молилась в храме, проповедовала в его портиках, периодически подвергаясь за это гонениям, но не оставляла его. Какой же грех совершают те из нас, кто, встретив простое недопонимание или недостаточно приветливое отношение священника или храмового работника, гордо покидают храм.
Апостольский пример будет нам в этом судом – они, будучи носителями Духа Святого, не дерзали на такой шаг. А что слышим мы? Люди уходят из храма из-за различных безумных басен об ИНН, паспортах, экуменизме и многом подобном, забывая не только новозаветные, но и более близкие к нам святоотеческие примеры. Когда святителя Нектария Эгинского лжебратия изгнала с епископской кафедры, он был рад пойти в любой храм чтецом, но только не оставить Церковь. Исповедник Георгий Седов, будучи в середине XX века старостой Воскресенского собора Тутаева многое претерпел не только от советских властей, но и от своих собратьев, но ни на день не оставил храма.
Говоря же об апостольской общине, нужно отметить, что кроме храма они уже имели домашние собрания, где совершалась Бескровная Жертва – Евхаристия, не сравнимая ни с одним их храмовых богослужений! Но ради послушания заповеди христиане не покидали храм своего народа. Разрыв случился так, как об этом сказал Христос: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2)
Первое гонение, вспыхнувшее со смертью архидиакона Стефана, открыло новую
горестную страницу в истории общины. Но в самой тяжелой ситуации Бог все равно
находит возможность повернуть ее ко благу. Покинувшие Иерусалим ученики
апостолов (сами апостолы остались в городе) разошлись по всему региону,
благовествуя слово Божие и прилагая все больше и больше
спасающихся к Церкви.
И наименование «христиане» скорее всего не самоназвание, а попытка современников выделить эту чужеродную для них общность, показать, что они не таковы как мы. В Евангелии мы слышим обращенные к исцеленному Христом такие слова: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:28- 29).
Но то, что должно было стать позорным клеймом, стало знаком торжества и света – с именем Христа прошли проповедники по всему миру, с Его именем мученики входили в благую вечность, с Его именем протягивает человек руку помощи бедному и открытое к примирению сердце к ближнему.
Мы – христиане, потому что Христос победил!
Пресс-служба Ярославской епархии