МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: СЕГОДНЯ ХРИСТОС ВХОДИТ В ИЕРУСАЛИМ К ТОЙ ПАСХЕ, КОТОРАЯ РАСПНЕТ ЕГО

Новости Служение митрополита

После чудесного воскрешения Лазаря, за несколько дней до крестных страданий Господь вошел в Иерусалим. Многие из народа, желая встретить Пасху, сопровождали Его: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

На праздник Входа Господня в Иерусалим, 12 апреля 2020 года, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля. 

– В своей жизни земной Христос Спаситель плакал трижды, – сказал владыка после богослужения. – Однажды, когда Ему сказали, что друг Его Лазарь болен. Он направился к Лазарю, а по дороге Ему сообщили, что Лазарь уже умер. И, узнав об этом, Христос Спаситель прослезился. Потому что Лазарь был для него другом, был соподвижником в деле проповеди, был тем, в чьем дому Христос находил утешение, кров, заботу и еду…

Второй раз Христос Спаситель плакал, и об этих слезах мы будем с вами вспоминать, в Великий Четверг, когда в Гефсиманском саду изливалась молитва Первосвященническая Христа Спасителя, где Он со слезами молился Отцу Небесному и где возопил: «Да минует Меня чаша сия»… 

Но сегодняшние слезы Христа Спасителя для нас более объяснимы. В преддверии какого города плакал Божественный Учитель, Христос Спаситель и Мессия? В преддверии ли Содома и Гоморры, в преддверии ли Иерихона, в преддверии ли тех городов, которые оставили Христа, и оставили нравственное содержание Ветхого Завета и погрязли в беззакониях? Плакал ли Он об участи этих городов и его жителей? И это было бы объяснимо. Потому что действительно вызывало сожаление состояние этих городов и его жителей. Но Христос Спаситель плакал в приближении к священному городу Иерусалиму. Иерусалима, который собирал все святыни иудейского народа, который славен был своим населением, приверженному ветхозаветному учению. Иерусалима, который считался городом священным и святым. Иерусалима, который именуется городом мира, городом благовестия, городом исполнения ветхозаветного пророчества и землей обетованной. Вот когда приблизился Христос Спаситель к Иерусалиму, то заплакал. В преддверии вхождения в Иерусалим Христос Спаситель плакал о городе и его жителях, и эти слезы поддаются большему пониманию, большему разъяснению, потому что они предрекали участь жителей Иерусалима и самого города.

Сколько раз приходил Христос Спаситель сюда, сколько раз Он проповедовал жителям, сколько раз Он совершал здесь дивные дела, которые восхищали жителей и окружающих людей, пришедших в Иерусалим на праздники. Сколько раз он говорил слова Истины, которые были восторженно восприняты людьми. И сколько раз отвергли его люди, сколько раз негодовали, когда Он говорил им то, что для них являлось непонятным, что являлось неприемлемым по той причине, что ущемляло их прежние понятия, ущемляло их эгоизм…

Неслучайно в третью Пасху Христос Спаситель не пришел в Иерусалим и остался в Галилее. И тогда иудеи не оставили его. Книжники и фарисеи ожидали Его в Иерусалиме для того, чтобы спровоцировать на разного рода конфликты, чтобы Он был убит или был заключен в темницу. И тогда они послали своих посланцев в Галилею, дабы там искушать Христа Спасителя. И когда говорил Христос в Галилее, то они зубами скрежетали от ненависти, потому что то, что говорил Христос Спаситель, обличало законников, которые были верны букве, но не духу Закона…

И вот, Христос Спаситель устремляется в Иерусалим, а прежде плачет, и в какой-то мере, действительно, эти слезы обусловлены теми страданиями, которые должен испытать Христос. Здесь Он будет распят, здесь Он умрет на Кресте. Именно здесь Он испытал богооставленность, именно здесь Он испытал то, что никакой человек в мире не испытывал и не испытает…

Каждый человек, совершая те или иные прегрешения, приемлет в то же время и мздовоздаяние нравственное, потому что за каждое свое прегрешение мы отвечаем перед Богом, и это довлеет над каждым нашим проступком. Христос Спаситель, принеся на жертвеннике новозаветном Свою жизнь, распявшись за человечество, подъял на себя все прегрешения предыдущих, современных и последующих Ему поколений, как говорит Симеон Новый Богослов и многие святые отцы, объясняя исключительность жертвы Христа Спасителя и исключительность Его страданий. Как бы ни страдал человек, в той или иной мере ему помогает Господь. И если человек несет эти страдания, несет свой крест, то в большей мере этот крест находится на плечах Самого Христа Спасителя. А Христос здесь испытал богооставленность.

А сегодня Он входит в Иерусалим. Входит в Иерусалим к той Пасхе, которая распнет Его. Входит в Иерусалим тогда, когда иудеи ожидают этого, потому что многие слышали о Его дивных делах и накануне были свидетелями воскресения из мертвых Лазаря и поняли, что Он является тем, кого они ожидают. Они ожидали Мессию, которого представляли как некоего царя, как некоего владыку, как некоего избавителя от ненавистного римского владычества, который возвысит народ их и покорит им все остальные народы. И когда входил Христос Спаситель в город, Он входил как триумфатор. Но этот триумф не был триумфом завоевателя, одержавшего победу. Он въезжал на осленке, и это вхождение воспринималось как царское. Жители приветствовали Христа, ожидая, что грядет царь, который им даст обещанное…

 Но пройдет всего лишь несколько дней, и этот же народ в не меньшем исступлении будет вопить: «Распни!»… Какая ужасная метаморфоза… Они желали Христу смерти, потому что ошиблись. Они видели в Нем уже не политического деятеля, они не поняли, что Христос Спаситель является Царем Духа, а они ожидали избавления физического… А Он говорил о Царстве Духа, о том Царстве, которое внутри есть. Как можно было это принять им, людям заземленным и предававшимся закону и его букве и не знавшим Духа.

Вот почему праздник Входа Господня в Иерусалим нами воспринимается двояко. С одной стороны, мы приветствуем Христа Спасителя, потому что знаем, что будет совершен искупительный подвиг. Приветствуем Его, потому что знаем, что наступит и воскресение из мертвых Христа Жизнодавца. Приветствуем Его и, вместе с тем, скорбим, потому что должны будем пережить вместе с Христом Спасителем то страдание, искупающее род человеческий, которое совершилось на Кресте…

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Пресс-служба Ярославской епархии