ИЗ ИСТОРИИ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ

Новости Человек. История. Репортаж

22 февраля в Русской Православной Церкви празднуется обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805). Но в истории мощи этого святителя обретались дважды. Второе обретение связано уже с современной историей и городом Ярославлем. В 1921 году мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования. Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении. Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными. Но в 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске.

О втором обретении мощей рассказывает Марина Шиманская.

«Чтобы оказаться у истоков  истории  возвращения  мощей святителя Иннокентия Иркутского в родные места, перенесемся в Иркутск 1988 года.  На волне перемен местные музейщики  открыли выставку «Сокровища сибирских церквей». Правящий архиепископ Иркутский и Читинский Хризостом побывал на ней и, увидев погребальные одеяния святителя Иннокентия, сокрушался об утрате его мощей.  Он уже знал о том, что в Ярославле есть неопознанные мощи, но, не имея описаний, утверждать, что они принадлежат Иннокентию Иркутскому, никто бы не решился. И документы в музее нашлись!  Они подтверждали, что 24 января 1921 года рака с  мощами святителя была вскрыта, облачения изъяты, а медицинская комиссия освидетельствовала  мощи как сохранившуюся мумию человека. Нашлись фотографии,   сделанные  при вскрытии мощей, и даже их анатомическое описание. Клирики Иркутской епархии с копиями документов поспешили в Ярославль. Там никаких сомнений не осталось — в церкви Николы Надеина были  мощи святителя Иннокентия!  Так почему же они оказались безымянными?

В марте 1921 года «разоблаченные» в Иркутске мощи  доставили в Москву. Они стали экспонатом в музее Народного комиссариата здравоохранения — «сибирской мумией». После закрытия выставки в Москве мощи святителя отправили в антирелигиозный музей Ярославля.   В Иркутск об этом  не  сообщали: «мумия»  никакой материальной ценности не имела.  А что произошло дальше  мы  знаем:  благодаря ярославским музейщикам они попали в храм Николы Надеина, где их и сохранили.

После опознания и экспертизы святыню перенесли в Толгскую  обитель, там мощи положили в гроб, где прежде покоились  обретенные незадолго до них мощи  святителя Игнатия (Брянчанинова).  А уже через две недели, 3 сентября,  мощи святителя Иннокентия Иркутского  находились  в соборе Иркутского Знаменского монастыря. Святителя облачили в  родные одеяния: сразу после выставки музей передал епархии плащаницу из его  раки, архиерейскую мантию, митру, поручи, епитрахиль, омофор и воздух. А вскоре случилось еще одно удивительное событие. Оказалось, что прежде в руке святителя Иннокентия был крест с распятием Господа, и один архимандрит при вскрытии мощей забрал его и передал в надежные руки на хранение.   Архиепископ Керченский Анатолий, у которого оказался крест  святителя, перед отъездом к месту своего служения в Великобританию приехал в Иркутск и исполнил завещанное: своими «надежными руками»  вложил крест в длань святого. На этом можно было бы поставить точку.  Но святителя Иннокентия с ярославским краем связывает еще одна невероятная история.

Сразу скажем, что в городе Переславле епископ Иннокентий (Кульчицкий) никогда не был. И тем не менее в 1721 году он получил назначение на вновь созданную Переславль-Залесскую кафедру.  Дело в том, что епархия  существовала тогда лишь на бумаге, да и создана была только затем, чтобы Иннокентий мог именоваться епископом Переславским. Это был подлог государственной важности.

В начале XVIII века до Священного Синода дошли слухи о том, что китайский император  склонен принять христианство. Петр I решил отправить в Китай духовную миссию во главе с епископом. На эту роль царь определил иеромонаха Иннокентия, которого знал лично и ценил за ум и благочестие. А чтобы  в Китае не догадались об истинной цели миссии, нарекли  Иннокентия  епископом Переславским.  Петр I сам выбрал город, который  находился бы подальше от Китая. Сразу после поставления епископ Переславский Иннокентий отправился в маленький городок на границу Китая, где жил три года.  В Китай его так и не впустили. А потом выяснилось, что слухи о желании китайского императора стать православным, были ложными.  В 1727 году  епископ Иннокентий возглавил вновь образованную Иркутскую епархию — уже реальную. А  Переславская в тот же год  была упразднена». 

Пресс-служба Ярославской епархии

Фото С. Метелица