ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЕЙ АФАНАСИЯ И КИРИЛЛА ПОЧТИЛИ В СПАСО-АФАНАСИЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ ЯРОСЛАВЛЯ
31 января 2021 года, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Ярославском Спасо-Афанасиевском мужском монастыре г. Ярославля.
Владыке митрополиту сослужили секретарь епархии и настоятель Крестобогородского храма г. Ярославля иерей Александр Пчелкин, наместник Спасо-Яковлевского мужского монастыря г. Ростова Великого игумен Августин (Неводничек), настоятель Спасо-Афанасиевского монастыря игумен Никодим (Федоров), клирики обители и храмов епархии.
– Сегодня знаменательный день в жизни обители, – сказал митрополит Вадим после богослужения, обращаясь к молящимся в храме. – Тринадцать лет назад здесь была совершена первая Божественная литургия после забвения в несколько десятилетий.
И вновь возрождается монашеская жизнь. Вновь возрождается Евхаристическая жизнь. Возрождается то, что было отвергнуто и истоптано, низвержено и навсегда забыто. Вместе с тем, мы видим, что возрождаемое приобретает иную славу, иное блистание и иное значение. Потому что вечен Бог, создавший нас. Потому что вечна вера наша. Потому что вечен человек, который к жизни вечной призван. И эта жизнь беспокоит всех нас.
Сегодня мы слышим в Евангельском чтении, как к Спасителю приступил некто и спросил что сотворить, чтобы жизнь вечную наследовать. Этот вопрос мучает и всех нас, потому что он является основополагающим. Потому что он вечен. Потому что он является жизнеутверждающим. Идля каждого из нас он носит отнюдь не праздный характер.
Мы услышали из слов Христа Спасителя, которые были обращены к этому законнику, что надлежит ему наследовать то, о чем говорил Христос Спаситель в течение всей своей проповеди: не прелюбодействовать, не убить, не украсть, не лжесвидетельствовать, почитать отца своего и мать свою. Но вопрошающий сказал, что все это приобрел он от юности своей.
Когда мы слышим эти слова, мы несколько негодуем на вопрошающего. Негодуем, потому что думаем, почему он отвлекает внимание Христа, почему он обращается к Нему с этими понятными для нас словами. Но можем ли мы сказать, что все это соблюли от юности нашей: не лжесвидетельствовали, не прелюбодействовали, не убивали, не воровали, почитали отца и мать. Если в нарушении каких-то заповедей напрямую может быть и не участвовали, но все остальное так присуще нам в той или иной мере. Не убивали ли мы кого-то словом? Было. Не лжесвидетельствовали? Было. И лжесвидетельствовали всей своей жизнью, зная, что есть Творец и Создатель Бог, и вместе с тем, жизнь свою проводя так, как будто Его нет. И жизнь наша приобретает те уродливые формы, которые представляются для нас как юдоль плача. Грешны, потому что все это в жизни мы совершали.
И для нас всех очень важно слышать то, что далее сказал Христос Спаситель. Он сказал, что одного недостает – необходимо раздать имение нищим и идти за Христом. А вот этого вопрошающий сделать не мог. Потому что всей своей жизнью был привязан к ценностям плоти, к ценностям земли, к тому богатству, которое в течение многих десятилетий он созидал, которое в какой-то мере может быть ему и осталось и которому он придает такое значение, что мог бы лишиться всего, но лишь не этого.
Так происходит и в нашей с вами жизни. Земные тяготы, ценности и блага настолько привлекают нас, что мы забываем о жизни вечной, забываем о том, что надо сотворить, чтобы наследовать эту жизнь. Настолько нас привлекают, что мы отдаем их стяжанию всю свою жизнь. Заботясь о грядущих поколениях, мы хотим и детям нашим счастья, благополучия, хотим, чтобы они росли добрыми и отзывчивыми, росли в полном довольствии, но думаем ли мы о состоянии их души. Созидаем ли мы самое основное, что может созидаться в детской душе – те ценности, которые являются непреходящими, те ценности, которые перечислил Христос Спаситель в заповедях. Они для нас предстают, как некий горизонт, к которому мы стремимся, как нечто, что является нам недостижимым.
Тогда зададим совершенно непраздный вопрос. Кто же наследует Царство Божие? Возможно ли это человеку? И Христос Спаситель говорит, что невозможное человеку, возможно Богу. Посмотрите, каким является Абсолют Любви Божией. Господь не спрашивает только лишь исполнения заповедей, которые считает совершенно необходимыми и обязательными. Он и здесь проявляет любовь. Если вы даже здесь уступите, если вы даже и это не сделаете, если вы не найдете в себе сил и решимости, то Любовь Божия и над этим владычествует. Она покрывает и это. Невозможное человеку – возможно Богу. И мы с вами должны об этом помнить…
Мы не можем забыть слов Христа Спасителя – Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12, 19). Помимо того общего мздовоздаяния, которое наступит во второе страшное пришествие Христово, это мздовоздаяние мы уже получаем здесь, на земле. Именно здесь начинается наша вечная жизнь. И в той или иной мере мы можем приблизительно сказать, какую участь наследуем, что нас ожидает. С одной стороны, это радует нас. Но, с другой стороны, это глубочайшая трагедия. Потому что, живя здесь, мы понимаем, что мы здесь недостойны, а что можем обрести там?
Поэтому принесем дела покаяния, воззовем к Богу, да простит Он нам всякое прегрешение вольное и невольное, да покроет любовью Своей все наши прегрешения и, помиловав нас, дарует нам Царство Божие.
Пресс-служба Ярославской епархии