В ДЕНЬ ПОПРАЗДНСТВА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МИТРОПОЛИТ ВАДИМ СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В СПАСО-ЯКОВЛЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ
8 января 2021 года, на попразднство Рождества Христова, Собор Пресвятой Богородицы, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре г. Ростова Великого.
После Божественной литургии владыка митрополит обратился ко всем со словами проповеди:
– Сердечно всех поздравляю с Великим мироспасительным праздником Рождества Христова. «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Это восклицание звучит как никогда ощутимо и значимо именно в дни рождественские, когда мы прославляем Воплощение Сына Божия – Второй Ипостаси Святой Троицы, который пришел в мир нас ради и нашего ради спасения.
Именно в момент Благовещения Ангел Господень, возвещая Преблагословенной Деве Богородице о тайне рождения от Нее Сына, выразил всю сущность Его служения, всю значимость Христа Спасителя: «наречешь Ему имя Иисус», по сути дела усвояя Ему спасительную миссию, которая присуща была ожидаемому Мессии, ожидаемому от момента, когда была потеряна живая и гармоничная связь с Богом Отцом нашими с вами прародителями Адамом и Евой. И с того самого времени мы унаследовали печальную участь человеческого бытия, о которой святые отцы говорят, что она является «юдолью плача». С того самого момента и жило ожидание, передаваемое из поколения в поколение, что явится Мессия и спасет люди своя. Он придет и воссоздаст союз Бога и человека. Он придет и разрушит все средостения, которые возникли в течение многих столетий, сохраняясь и приумножаясь как снежный ком.
Христос Спаситель пришел в мир как Вторая Ипостась Святой Троицы, Воплотившись и исполнив извечное благоволение Святой Троицы о любви к человеку – венцу творения. Невозможно было никому явиться из земнородных и даже от ангельского мира, кто бы мог взять на себя все прегрешения человеческие, совершенные от момента грехопадения. Должно было быть явление совершенно чистого, безгрешного в святости Своей Сына Божия. И его, по любви Своей, посылает Бог Отец. И мы знаем, что Христос Спаситель подъял на себя плоть человеческую. Он пришел необычным образом, пришел в образе раба, простого человека, и Он испытал изначально ту богооставленность, которая затем явится на Голгофе.
Уже в ту пору не нашлось Младенцу места в жилище человеческом, и Он поселился в вертепе, который, как говорит нам святитель Димитрий Ростовский, превратился в небо, открывая нам ту путеводную звезду, которая ведет нас с вами и ныне.
В рождении Христа Спасителя произошло необычайное. И неслучайно ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». С того самого момента земле дарован был мир, мир, который будет утвержден особым действом – жертвенной смертью Христа Спасителя, когда Он возьмет на себя все грехи человеческие и разрушит их, как говорит нам преподобный Симеон Новый Богослов, грехи предыдущих поколений, современных и последующих.
А сегодня мы прославляем Богомладенца, который для каждого из нас является совершенно дражайшим существом. Если мы в жизни празднуем рождение людей, близких наших, торжествуем, то что же мы можем сказать о Сыне Божием, который значим не для одного человека, а для всего человечества в целом и для каждого человека в отдельности… Господь к каждому проявляет Свою любовь, о каждом заботится, как и о всем человечестве. Поэтому для нас рождение Сына Божия является праздником, Он явился и взял на Себя прегрешения не только прошедших поколений, но и нас с вами. И в этом величайшая тайна.
Тайна Боговоплощения восхищает нас до тех высот и глубин понимания, что мы можем только сказать словами апостола Павла: «Великая благочестия тайна, Бог явился во плоти» (1 Тим. 3,16). Действительно, в той или иной мере вся тайна Боговоплощения человеческим разумом непознаваема… Но то, что нам открывается в Евангелии и в служении Христа Спасителя, нас восхищает. Потому что Христос Спаситель пролил кровь Свою неповинную за наши прегрешения, потому что Он нас искупил, потому что Он оставил нам непреходящий закон, данный в заповедях Его, заповедях Нагорной проповеди и в последующие времена, когда вся жизнь Христа была сопряжена с проповедью…
Потому сегодня, прославляя Рождение Христа Спасителя, мы наполняемся этой радостью, вне зависимости от тех обстоятельств, которые окружают нас. Действительно, этот год был для нас не простым годом. Нас посетило испытание пандемии ковида, и человечество столкнулось с неким осмыслением своей жизни. Это был побуждающий момент, чтобы мы осознали, что есть жизнь человеческая, что есть настоящие ценности. Если ценности имеют перед Богом значение, значит это правильные ценности, а если не имеют, то это ложные ценности.
Мы являемся продолжателями дела Христова, который призывал нас совершать дела любви в этом мире, поэтому мы и должны этому отдавать всю свою дальнейшую жизнь. Все то время, что нам Господь отмерил прожить в этой жизни, мы должны посвятить исполнению заповедей Христовых. Мы должны жить так, чтобы осознавать, как сказал один западный философ, что если даже в Вифлееме Христос родится тысячу раз, но я погибну, если не родится Он во мне.
Поэтому мне хотелось бы, чтобы в каждой душе, в каждом человеке произошло это рождение Христа, чтобы вошел Христос во всей Своей славе, любви и святости, чтобы наше существо делалось способным к совершению добрых дел, к совершению дела благого, к которому призвал нас Христос, даже до жертвенного служения. И тогда, я верю, что те или иные заболевания или пандемии, существующие в этом мире, непременно иссякнут, потому что они, зачастую, имеют основания глубоко нравственные.
Нужно отдать должное тем людям, которые самоотверженно врачуют недуги, – нашим медикам, помогающим людям вернуться к жизни и преодолеть этот недуг. Они достойны наших молитв и нашего почтения. Но, вместе с тем, мы должны помнить, что это лишь вершки тех духовных заболеваний наших, а корешки лежат глубже. Поэтому мы должны научиться добру, научиться тому, к чему призвал нас Христос Спаситель. Призвал нас к любви, призвал нас отдать душу свою за други своя.
Будем делать в меру своих сил и возможностей то, что мы можем, и творить благо. Будем стремиться избавиться от всяких прегрешений, от дурных мыслей и намерений. Будем стремиться к любви, которая бы исходила не только к Богу, но и к ближним нашим, чтобы всякий, взирающий мог сказать – «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5,16).
Пресс-служба Ярославской епархии