АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ
15 июня 2021 года в здании Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова прошла научно-практическая конференция «Александр Невский и его эпоха в историческом сознании народа и национальной системе ценностей российского общества». На пленарном заседании с докладом «Александр Невский: между Западом и Востоком» выступили член регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, председатель Церковно-исторического общества епархии архимандрит Сильвестр (Лукашенко) и доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории Ю. Ю. Иерусалимский.
Исторически сложилось так, что одним из факторов формирования и развития российской идентичности стало православие. Среди событий, повлиявших на это, в первую очередь следует назвать Крещение Руси. При этом необходимо отметить, что равноапостольный князь Владимир не только выбрал веру, крестил Русь, но также он выбрал мировоззренческую систему координат, которую предлагала Византийская империя. Святитель Николай Сербский отмечал, что князь Владимир «направил ход русской истории в духовном направлении» [30]. Святитель Николай Сербский, говоря о Владимире Святославиче подчеркнул: «Он – основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура» [30]. При этом князь сотворил великий подвиг – преобразил самого себя.
СВЯТОСТЬ И СОБОРНОСТЬ
С этого времени в сознание народа входят такие понятия как святость и соборность. Именно они начинают формировать взгляд на дальнейшее историческое развитие Руси. Сплачивающими началами народного единства служат православная вера, любовь к Отечеству и ближним. Большое значение в этом процессе имеет понятие соборности. Происходит эволюция от стихийного, зачастую разъединяющего вече к созидательной, объединяющей соборности. Соборность – это единение людей на основе духовной идентичности. Происходит это следующим образом: в исторической памяти народа формируется новый идеал личности – равноапостольный князь Владимир, страстотерпцы князья Борис и Глеб, князь Ярослав Мудрый, князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, князь Димитрий Донской, святитель Ермоген, преподобный Иринарх. Обратим внимание, что это и государственные деятели, но претворявшие в жизнь не совсем обычную государственную программу, это и святители, и подвижники, которые в самые сложные для государства времена брали на себя роль объединителей всего народа.
«ДРАНГ НАХ ОСТЕН» (натиск на восток)
На северо-западных рубежах Руси в первой половине XIII столетия, почти одновременно с монголо-татарским нашествием разгорелась борьба с экспансией немецких и шведских феодалов. Они стремились установить свое господство на территории Прибалтики, населенной эстами, ливами, куршами и другими народами, находившимися на стадии разложения родоплеменных отношений. Для продвижения в прибалтийские земли немцами были созданы военизированные, рыцарские монашеские организации – Тевтонский орден (перемещен в Прибалтику из Палестины в 1230 г.) и Орден меченосцев (основан в 1202 г.). После разгрома литовцами ордена меченосцев в битве при Сауле в 1236 г., его остатки влились в Тевтонский орден, который образовал в 1237 г. в Ливонии своё Ливонское ландмейстерство (отделение). Ливонское отделение получило большие права и автономию от Тевтонского ордена и стало назваться Ливонским орденом. Экспансионистская политика немецких рыцарей получила выражение в знаменитом лозунге «Дранг нах остен» (натиск на восток), впервые прозвучавшим в то время. Римский папа Григорий IX благословил участников захватнических походов в Прибалтике и на северо-западном рубеже русских земель, приравняв действия рыцарей-крестоносцев к борьбе за освобождение Гроба Господня в Палестине, и обещал им отпущение грехов. Православные в глазах крестоносцев приравнивались к еретикам.
НЕВСКАЯ БИТВА
В борьбу за земли на побережье Финского залива, в Карелии и собственно, за территории Новгорода также активно включилась Швеция. В 1240 г. шведский флот вошел в устье р. Невы и остановился у впадения в нее р. Ижоры. В этом месте шведы высадились и стали строить укрепленный лагерь. Профессор В.А. Кучкин полагал, что шведы хотели там построить хорошо укрепленную крепость [20, с. 57]. Эти действия Швеции создали серьезную угрозу Новгороду с севера. Навстречу многочисленному шведскому десанту вышла дружина во главе с молодым новгородским князем Александром Ярославичем и с несколькими отрядами ополчения. Точная дата рождения князя до сих пор не установлена. В отличие от даты смерти, в летописях не сохранилось упоминание о времени его рождения. Со времен В.Н. Татищева называлась дата 1220 г. Она была принята в известных работах В.Т. Пашуто, Ю.К. Бегунова, А.Н. Кирпичникова [27, с. 10; 22, с. 206; 2] и многих других. В 1986 г. В.А. Кучкин на основании целого комплекса косвенных свидетельств представил свою датировку времени рождения Александра Ярославича – 13 мая 1221 года [19].
15 июля 1240 г. новгородское войско, возглавляемое Александром Ярославичем, сумело незаметно подойти к шведскому лагерю на берегах Невы и стремительно атаковать его двумя конными и одной пешей колонной. Началась жестокая сеча. Как отмечено в Новгородской Первой летописи старшего извода: «Ту бысть велика сеча Свеям» [24, л. 126 об.]. Шведы, превосходившие своей численностью русских, не успели построиться в боевые порядки [28, с. 156 – 157; 11, с. 109] и были оттеснены на свои корабли. Они потерпели сокрушительное поражение. Лишь часть из них сумела спастись бегством на судах. Русские войска в результате стремительного маневра, задуманного юным князем, почти не понесли потерь [более подробно о Невской битве см.: 17]. За эту блестящую победу Александр Ярославич получил в народе, а позднее и у книжников, почетное прозвище Невский. Интересно, что дата битвы (15 июля 1240 г.) совпала с днем кончины князя Владимира Святославовича (15 июля 1115 г.) и существует весьма аргументированное предположение, что именно при Александре Ярославиче были сделаны первые шаги к канонизации Крестителя Руси [38, с. 204 – 206; 27, с. 111; и др.].
НАВСТРЕЧУ РЕШАЮЩЕМУ СРАЖЕНИЮ
В 1240 – 1241 гг. Ливонский орден захватил исконно русские города Псков, Изборск и ряд других. Новгородцы, рассорившиеся к этому времени с Александром Невским и отстранившие его от управления своими войсками, вновь призвали его возглавить борьбу с захватчиками. Во главе объединенного войска новгородцев, ладожан, карел, ижорцев и своей дружины князь выбил орденское войско из крепости Копорье. В марте 1242 г. Александр Ярославич, дождавшись подкрепления из «Низовской», т.е. Владимиро-Суздальской земли, под командованием его брата Андрея Ярославича, освободил Псков и стал готовиться к решающему сражению.
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ
Решающая битва состоялась 5 апреля 1242 г. на Чудском озере. О месте сражения в отечественной исторической литературе на протяжении длительного времени велась дискуссия [37; 5; 34; 35; 31; и др.], на берегах озера несколько лет работала экспедиция Академии наук СССР [33; 21; 9; и др.]. В бою рыцари Ливонского ордена применили следующую тактику. Они выстроились в форме клина, русские называли это построение «свиньей». На его острие находился наиболее сильный отряд закованных в латы крестоносцев. Немецкий клин должен был разбить войско противника на части, а затем тяжеловооруженные рыцари и кнехты (легковооруженные воины) добивали разрозненные силы по частям. Главный архивист Государственного архива Калининградской области А.П. Бахтин считает, что нет прямых доказательств такой расстановки немецких рыцарей, а упоминание в Новгородской первой летописи и ряде других летописных источников слова «свинья» по отношению к действиям противника носит эмоциональную окраску, а не свидетельствует о построении «острою колонною» [1, с. 67, 69]. Мы в описании хода битвы придерживаемся традиционной трактовки событий в изложении выдающихся отечественных историков XIX века Н.М. Карамзина, С.И. Соловьева [32, с. 150; и др.] и современных авторов – профессора А.Н. Кирпичникова, Д.Г. Хрусталева, М.Б. Елисеева и др. [16; 15; 11, с. 224 – 225; 40; и др.].
Александр Невский знал эту традиционную тактику крестоносцев, поэтому сосредоточил свои наиболее боеспособные отряды и конницу на «крылах» (флангах). После того, как поставленная в острие клина тяжеловооруженная конница Ливонского ордена стала таранить центр русского войска и смяла заслон, она уперлась в высокий, непроходимый для нее лесистый берег озера [27, с. 77], в дело вступили русские «крылы». Их удар оказался настолько сильным и неожиданным (обычно у русского войска того времени «крылы» выполняли вспомогательную роль), что орденское войско дрогнуло и стало отступать.
Александр Невский решил сразиться с рыцарями на льду озера не только из-за высокого лесного берега, защищавшего его войско от прорыва в центре. Он разместил русских воинов на мелководье, промерзшем до дна, вынудив крестоносцев расположиться и действовать значительную часть времени на тонком льду. Броня тяжеловооруженных рыцарей (часть лошадей у них также была защищена доспехами), существенно увеличивала давление на замерзшую поверхность озера. В результате часть знатных рыцарей погибла в бою, некоторые утонули во время отступления, а другие попали в плен. Из-за изменения береговой линии Чудского озера и гидрографической обстановки на водоеме археологи до сих пор не могут найти вещественные свидетельства грандиозной битвы, но, будем надеяться, что основные находки еще впереди.
ЗНАЧЕНИЕ НЕВСКОЙ БИТВЫ И ЛЕДОВОГО ПОБОИЩА
По подсчетам профессора А.Н. Кирпичникова, князь Александр Невский, провел не меньше 12 сражений со шведами, немцами и Литвой и не потерпел ни одного поражения. Небывалый случай для русского полководца того времени. Большую часть военных походов Александр Ярославич осуществил в бытность новгородским князем (1236 – 1252 гг. с перерывами) [15]. Победа на Чудском озере, прозванная в народе Ледовым побоищем, и Невская битва предотвратили на длительное время дальнейшую экспансию Ливонского ордена и шведских феодалов на северо-восточную Русь. Новгородские и Псковские земли были защищены от агрессии с Запада.
21 мая 1725 г., вскоре после смерти Петра I, много лет отдавшего борьбе со Швецией, согласно завещанию императора указом Екатерины I, была учреждена одна из высших наград России – орден во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Эта награда была упразднена в 1917 г. Глубоко закономерно, что во время Великой Отечественной войны 29 июля 1942 г. в Советском Союзе в память о великом полководце за умелое командование и личную отвагу был возрожден орден Александра Невского. Этим орденом награждался высший, старший и младший офицерский состав. Орден существует по настоящее время и является одной из государственных наград Российской Федерации. Орден Александра Невского является единственным орденом, который неизменно включали во все три существовавшие в нашей стране наградные системы: Российской империи, СССР и Российской Федерации.
ОТНОШЕНИЯ С ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ
После разгрома немецких и шведских рыцарей северо-запад русских земель был на несколько десятилетий защищен от экспансии с Запада. Деятельность князя Александра Невского развертывалась в условиях нашествия монголо-татар на северо-восточные и южные русские земли в 1237 – 1240 гг. Сражаясь с западными противниками, Александр Ярославич прекрасно понимал невозможность одновременной успешной борьбы и против монголо-татарских орд. Он учитывал огромную разницу в соотношении сил по сравнению с Золотой Ордой. Слишком сильны были кочевники с Востока. У них – монолит, а у нас – раздробленность. Численность монгольского войска намного превосходила те силы, которые могли выставить разобщенные русские земли [13, с. 74; 36, с. 136 – 137; 39, с. 185; и др.].
В.Г. Вернадский отмечал, что Александр Невский был ярким представителем той группы русских князей, которые уже не надеялись на скорое освобождение от власти монголо-татар, «особенно в условиях продолжавшегося давления тевтонских рыцарей с запада, выступали за лояльное отношение к хану, видя в этом единственно разумный образ действий» [6, с. 69]. Отказ Александра Невского от борьбы с Золотой Ордой объясняется невозможностью борьбы ослабленных в то время русских земель на два фронта, против Запада и Востока, а также тем, что монголам важнее всего было получить от русских земель дань, а Ливонскому ордену необходимо было установить на Руси католичество. Учитывал Александр Ярославич и тот важный факт, что ордынцы отличались веротерпимостью. Уступив Ливонскому ордену, подчинившись западной культуре, а вместе с ней и западным миссионерам, Русь теряла не только независимость, свою идентичность, но и любую возможность вернуть свою независимость.
После смерти отца, великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича, который скончался в 1246 г. при неясных обстоятельствах, возвращаясь из Монголии на Русь, Александр Ярославич стал князем одновременно и в Новгороде, и в Переславле. В конце 1240-х гг. состоялась очередная, длительная поездка Александра в столицу Золотой Орды Сарай и столицу Монгольской империи Каракорум. Всего 5 раз ездил Александр Невский к монгольским ханам [15]. А.А. Горский в своей работе «Александр Невский» подчеркивал: «В ходе своей двухгодичной поездки по степям (1247 – 1249 гг.) Александр смог, с одной стороны, убедиться в военной мощи монгольской империи, а с другой – понять, что монголо-татары не претендуют на непосредственный захват русских земель, довольствуясь признанием вассалитета и данью, а также отличаются веротерпимостью и не собираются посягать на православную веру. Это должно было выгодно отличать их в глазах князя от крестоносцев, действия которых характеризовались непосредственным захватом территории и насильственным обращением населения в католичество» [7].
В 1250 г. монголы дали Александру Ярославичу ярлык на великое киевское княжение, но Киев после разорения 1240 г. потерял свое значение, и князь не поехал в бывшую столицу Руси, а остался в Новгороде [6, с. 69]. В 1252 г. он, согласно ханскому ярлыку, стал великим князем Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и Полоцко-Витебской земель, т.е. его власть простиралась на значительную часть русской территории. Своей столицей Александр избрал Владимир, что выдвинуло Северо-Восточную Русь еще с середины XII в. в качестве объединяющего общерусского ядра [14, с. 116].
Предположительно, во время одной из поездок Александра Невского в Монголию хан мог обсуждать с ним участие русских воинов в походе на Низаритское исмаилитское государство в Иране, халифат Аббасидов и Ближний Восток («Желтый крестовый поход» по терминологии Л.Н. Гумилева) 1256 – 1260 гг., а, возможно, даже советовался по вопросу реализации своих новых завоевательных планов, но достоверных сведений об этом не сохранилось. Ясно, что отговаривать монгольских правителей Александру Ярославичу не было никакого смысла, а от участия в военной кампании князь уклонился. Ни в одном источнике не сообщается о русских воинах в «Желтом крестовом походе». В любом случае, поход монголов против иранских исмаилитов-низаритов, халифата Аббасидов, сирийских Айюбидов и мамлюков Египта был на руку русским землям, т.к. привел к определенному ослаблению сил монгольского государства, а также благоприятствовал возрожденной в 1261 г. Византийской империи, поскольку уменьшил мощь ее потенциальных противников. После указанных событий Византия просуществовала еще два столетия. Таким образом, Александр Невский мог косвенно участвовать в ослаблении другой могущественной силы того времени – халифата и помочь Византийской империи – стране, откуда пришло христианство на Русь.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Начиная с 50-х гг. XIII в. Александр Ярославич плодотворно и успешно сотрудничает с киевским митрополитом Кириллом III (ряд исследователей называют его Кириллом II, считая киевского митрополита Кирилла I легендарным). Александр Невский пригласил митрополита во Владимир. Кирилл III принял приглашение, установив постоянное сотрудничество с князем, часто совершая поездки по обширной Владимиро-Суздальской земле и соседним регионам.
После смерти в 1256 г. хана Батыя князь Александр Ярославич снова поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Улусом Джучи (Золотая Орда) с новым ханом Берке, братом Батыя. В 1257 г. Александр Невский прибыл в Новгород и провел трудные переговоры с новгородцами, убедив их согласится на перепись населения и выплату дани монголо-татарам. Некоторые исследователи упрекают Александра Ярославича в жестокости, связанной с подавлением антиордынских настроений новгородцев. Однако, на самом деле Александр Ярославич провел репрессии не против местных жителей, а против дружинников своего юного своевольного сына Василия Александровича (примерно 16-ти – 17-ти лет от роду, точная дата рождения неизвестна), которого он незадолго до указанных событий поставил князем в Новгороде. Перед приходом Александра Ярославича с татарами, Василий, опасаясь гнева отца, бежал из Новгорода в Псков. Оттуда он был изгнан Александром Ярославичем под родительский присмотр во Владимиро-Суздальское княжество. Согласно Никоновской летописи: «… князь Александр Ярославич выгна своего сына изо Пскова, и посла его в Низ, а дружину его казни …». «Казни» в смысле «наказал», т.к. далее перечисляются увечья, а не убийства дружинников [1], причем очевидно не новгородских, а «низовских», т.е. владимиро-суздальских ратников. По-другому Александр Ярославич не мог поступить с дружинниками своего молодого сына, ведь вассалы ослушались своего великого князя и прощение было бы принято за слабость.
По поводу новгородцев та же Никоновская летопись сообщает: «Татары вземши число, и идоша в Орду, и бысть мир и тишина велиа в Новгороде; а князя Александра Ярославича Новгородцы у себя уняша, и много чествоваше его» [2]. В итоге Новгород признал зависимость от Золотой Орды, но не был разорен и сохранил возможность быть торговым посредником между восточными и западными странами, что без разрешения ордынцев было в то время невозможным. Таким образом, благодаря князю Александру Ярославичу русские земли избежали новых губительных для них сражений и, пусть дорогой ценой, но получили передышку от монгольских набегов.
Александр Ярославович вел на территории Золотой Орды не только дипломатическую, но и духовную и просветительскую деятельность. В 1261 г. по инициативе Александра Невского и митрополита Кирилла III в столице Золотой Орды – Сарае, для окормления многочисленных православных верующих находившихся в ней (как приезжих русских, так и обращенных в православие жителей Золотой Орды) была основана епархия Русской Православной церкви [29]. Глава Сарайской епархии епископ Митрофан, кочуя вместе с Ордой, заботился о распространении православия, проводил миссионерскую деятельность, а также являлся своего рода дипломатическим посредником между Александром Ярославичем, ханом и восстановленной Византийской империей [27, с. 151].
В 1262 г. в целом ряде русских городов произошли восстания против монгольских сборщиков дани – баскаков. Хан Золотой Орды Берке задумал провести набор русских войск для ведения новых военных действий против своих противников [10, с. 56]. Во избежание очередного разорительного ордынского набега Александр Ярославич совершил еще одну, последнюю, поездку в Улус Джучи и сумел отвести удар от русских земель. Ордынский хан Берке отказался от использования русских полков в своем войске.
Через четыре года после поездки князя Александра Ярославича ханом Улуса Джучи стал Менгу-Тимур (1266 – 1282 гг.), который в 1269 г. провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. Таким образом, Золотая Орда стала своеобразным «буфером» между русскими землями и Монгольской империей. В этом взаимодействии русских земель и Золотой Орды, которое продолжалось до тех пор, пока ее ханы проводили политику веротерпимости, можно увидеть истоки многонационального Российского государства, включившего впоследствии в свою территорию многие земли Чингизидов, в том числе из Улуса Джучи.
Итак, удельная раздробленность, в состоянии которой пребывали в то время русские земли, согласно законам исторического развития, настигла в середине XIII столетия и Монгольскую империю. Существует большая вероятность, что дипломатическая деятельность Александра Ярославича, его стремление сыграть на амбициях монгольских правителей и военноначальников, определенным образом способствовала будущему скорому дроблению монгольского государства. Александр Невский прекрасно понимал, что с частью легче справится, чем с целым, а единое государство всегда имеет больше шансов победить разрозненного противника. Русские земли он стремился объединить под своей властью. По сути, Александр Ярославич начал создавать предпосылки победы Дмитрия Донского на Куликовом поле: у монголо-татар – раздробленность, а в русских землях в XIV в. уже начался процесс создания единого централизованного государства.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подводя итоги деятельности Александра Невского, стоит отметить, что князь спас от агрессии немецких и шведских рыцарей, а также от монгольского разорения Новгородскую и Псковскую земли, ослабил давление Орды на Северо-восток Руси. Во второй половине жизни Александр Ярославич сделал восточный выбор, чтобы заручиться поддержкой Орды и обезопасить страну от набегов монгольской конницы. В тоже время, учитывая, что русские земли находились в Европе, по сути политика великого князя по своей адресности на самом деле была евразийской и заключалась в балансировании между силами Запада и Востока [14, с. 117 – 118]. На Западе приходилось выступать с оружием в руках и «принуждением к миру», на Востоке — методами дипломатии, уговорами и просьбами. Организовать войну на «два фронта» было невозможно, а мир был слишком хрупким. Добиться стабильности или преимуществ оказалось невероятно трудным делом. В этом проявились одновременно и мудрость Александра Невского – воина на троне и стратега [14, с. 116 – 117], пытавшегося возродить былую мощь русских земель.
А.А. Горский в книге «Русские земли в XIII – XIV веках: пути политического развития», опираясь на факты, отметил, что в период великого княжения Александра Ярославича (1252 – 1263 гг.) не было ордынских набегов на Владимиро-Суздальскую землю с Востока и произошло всего две попытки нападения на Северо-западную Русь немцев в 1253 г. и шведов в 1256 г. с Запада, быстро пресечённые. Анализируя итоги правление князя, исследователь сделал важный вывод: «Александр добился признания Новгородом сюзеренитета великого князя владимирского (что стало одним из факторов, благодаря которым именно Северо-Восточная Русь превратилась позже в ядро нового, Российского государства). Предпочтение им владимирского стола киевскому было решающим событием в процессе перемещения номинальной столицы Руси из Киева во Владимир (т.к. оказывалось, что именно Владимир был избран в качестве столицы князем, признанным «старейшим» на Руси)» [8, с. 46, 74].
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – СВЯТОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В 1547 г. князь Александр Ярославич был канонизирован Русской Православной церковью. Обращаясь к образу святого благоверного князя Александра Невского, мы поражаемся глубине личности этого исторического деятеля, великого мужа и самого настоящего русского героя – «заступника земли русской». Мы говорим о той неиссякаемой силе духа, которая была у него, что даже в памяти народной его образ – это образ мудрого, по-настоящему народного, правителя, непобедимого полководца, государственного деятеля, образ святого человека. Сила его, была не силой крепких каменных стен, непобедимых армий и оружия, но силой духа, молитвы, силой веры. В этом и было главное богатство князя, главное его сокровище. Когда Александр Невский оказался перед выбором: дать отпор силе западного рыцарства или отказаться от православия, лелея призрачную надежду спастись за рыцарским щитом от монголо-татарского ига, то князь избрал путь в пользу возрождения единства русских земель и сохранения православной веры.
ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Множество переработок и переделок Жития Александра Невского в XIII – XVIII столетиях свидетельствует о его большой популярности в указанные хронологические рамки. Источниковедческому изучению Жития Александра Невского посвящена обширная отечественная и зарубежная историческая литература [См.: 18, с. 65 – 71, 238 – 242, 251 – 258, 312 – 313; 23; 12; 42; 41; 3; 4; 25; 26; и др.]. Вполне типична редакция Жития Александра Невского третьей четверти XVI в., опубликованная известным специалистом по эпохе Александра Ярославича Ю.К. Бегуновым, в которой повествуется о широкой известности князя на обширной территории Европы и Азии: «И оттоле промыслы имя Александрово по всем странам до моря Пешьскааго и до гор Аравитьскыих [Араратских – авторы] и обну страну моря Варяжского и до великаго Рима» [Приложение к статье: 4, с. 356]. По поводу этого высказывания автора Жития А.Н. Кирпичников справедливо заметил: «Сказалось ли в этих словах преувеличение или нет, но Северо-западная Русь в результате действий войск под водительством Александра Ярославича сохранила свою свободу и независимость. Так, в XIII в. была отвоевана сама основа грядущего возрождения России» [15]. Стоит также согласится с мнением Ю.К. Бегунова: «Возможно, что автором Жития был новгородец: об этом свидетельствует название Владимиро-Суздальской земли как «Нижняя земля», а Новгородской — как «Словенская» … Однако автор Жития лишен областнических настроений: он говорит о Новгороде и Пскове как об «отчине Рускои», стремится всячески подчеркнуть общерусское значение Невского сражения, а князя Александра изобразить как общерусского святого» [4, с. 353].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, пример многогранной деятельности князя Александра Невского в качестве новгородского князя, великого князя киевского и великого владимирского князя ярко показывает, что в самые тяжелые моменты истории наш народ обращался к вере, как к консолидирующему началу. И задачи у князей Владимира Святославича Крестителя, Ярослава Владимировича Мудрого, Александра Ярославича Невского, Димитрия Ивановича Донского, Сергия Радонежского, Иринарха Затворника и других сподвижников нашего Отечества во все эти периоды исторического развития были одни: сохранить веру, объединить русские земли и научить народ всему тому, что поможет сберечь это единство, быть сильными в военном и политическом противостоянии, независимыми в культурном, общественном и экономическом плане. В этом и состоит значение деятельности князя Александра Невского для формирования современного национального сознания России и российской цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин А.П. О построении «свиньей» или «острой колонной» // «Слово.РУ: Балтийский акцент.» № 2 – 3. БФУ им. И. Канта. Калининград, 2015. С. 63 – 86.
2. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М.: Молодая гвардия, 2003. (Серия «Жизнь замечательных людей»). 262 с.
3. Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в составе Новгородской 1-й и Софийской 1-й летописей // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. С. 229 – 238.
4. Бегунов Ю.К. К вопросу об изучении Жития Александра Невского // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Т. XVII. С. 348 – 357.
5. Бунин А.И. О месте битвы русских с немцами // Труды X археологического съезда в Риге. Т. 1. М., 1899. С. 214 – 219.
6. Вернадский Г.В. Русская история. М.: «Аграф», 1997. 544 с.
7. Горский А.А. Александр Невский // [Электронный ресурс] URL http://www.a-nevsky.ru/library/gorskiy-aleksandr-nevskiy.html (дата обращения 14.12.2020 г.)
8. Горский А.А. Русские земли в XIII – XIV веках: пути политического развития. М., 1996.
9. Григорьева Я. Участник экспедиции Георгия Караева на Чудское озеро рассказал, почему на дне озера никогда не найдут рыцарей // Петербургский дневник. 2019. 28 ноября
10. Егоров В. Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. 1997. № 2. С. 48 – 58.
11. Елисеев М.Б. Три битвы Александра Невского. М.: Вече, 2017.
12. Еремин И.П. Житие Александра Невского // Художественная проза Киевской Руси XI –XIII веков / Сост., пер. и примеч. И.П. Еремина и Д.С. Лихачева. Вступ. ст. Д.С. Лихачева. М., 1957. С. 254 –358.
13. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Феодальная Русь и кочевники / под ред. Т. Г. Липкиной. М.: Высшая школа, 1967. 265 с.
14. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. №. 11/12. С. 115 – 118.
15. Кирпичников А.Н. Две великие битвы Александра Невского // Александр Невский и история России. Материалы научно-практической конференции. Новгород, 1996. [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliotekar.ru/rusNevskiy/2.htm (дата обращения 12.12.2020 г.)
16. Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г. (новое осмысление) // Вопросы истории. 1994, 5. С. 162— 166
17. Кирпичников А. Н. Невская битва 1240 года и ее тактические особенности // Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб, 1995. С. 24 – 30.
18. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.
19. Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2. С. 174 – 176.
20. Кучкин В.А. Трудные годы Александра Невского // Восточная Европа в древности и средневековье. Древняя Русь в системе этнополитических связей: тезисы докладов. М., 1994.
21. Ледовое побоище 1242 г.: Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового Побоища. М.; Л., 1966. 253 с.
22. Летопись жизни и деятельности Александра Невского / сост. Ю.К. Бегунов // Бегунов Ю.К., Кирпичников А.Н. Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. СПб.: Дмитрий Булавин, 1995. С. 206.
23. Лихачев Д.С. Галицкая литературная традиция в Житии Александра Невского // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР (ТОДРЛ). 1947. Т. 5. С. 49 – 52.
24. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // Полное собрание русских летописей. Т. 3. М.; Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. Л. 126 об.
25. Охотникова В.И. Повесть о Довмонте и княжеские жизнеописания // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 115 – 128.
26. Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: (XI – первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1987. С. 354 – 363.
27. Пашуто В.Г. Александр Невский. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1975. (Серия «Жизнь замечательных людей»).
28. Разин Е.А. История военного искусства VI – XVI вв. СПб.; М.: Полигон; АСТ, 1999.
29. Сарайская православная епархия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXVIIIа. СПб.: Типография Акц. Общ. «Издательское дело», Брокгауз-Эфрон, 1900. С. 399.
30. Святитель Нил Сербский. Мысли о добре и зле. Приложение. Святой князь Владимир – креститель Руси [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/mysli-o-dobre-i-zle/3 (дата обращения 12.12.2020 г.)
31. Селезнёв А. А. Летописный Вороний камень – место начала Ледового побоища (1242) // Святой благоверный князь Александр Невский – на все века с Россией: материалы конф. / X Международные Александро-Невские чтения, Псков, 16 – 17 мая 2019. Псков: Псковский государственный университет, 2019. С. 20 – 52.
32. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. II. Т. 3 – 4. История России с древнейших времен / отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. М.: Мысль, 1988. 765 с.
33. Тихомиров М.Н. Из дневника поездки на Чудское озеро. 1958 // [электронный ресурс] URL https://xn—-btbbheccxu6abcbl8m.xn--p1ai/expedition/iz-dnevnika (дата обращения 7.12.2020 г.)
34. Тихомиров М.Н. О месте Ледового побоища // Известия Академии наук СССР. Серия истории и философии. 1950. Т. 7. № 1. С. 88 – 91.
35. Тихомиров М.Н. О месте Ледового побоища // Тихомиров М.Н. Древняя Русь: Сб. ст. / Под ред. А.В. Арциховского и М.Т. Белявского, при участии Н.Б. Шеламановой. М.: Наука, 1975. С. 368 – 374.
36. Толочко П.П. Монголо-татары и Русь // Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб.: Алетейя, 2003. (Славянская библиотека). С. 130 – 157.
37. Трусман Ю. О месте Ледового побоища в 1242 году // Журнал Министерства народного просвещения. 1884. Январь. С. 44 – 46.
38. Федотов Г.П. Канонизация святого Владимира // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 7: Статьи из журналов «Новая Россия», «Новый Град», «Современные записки», «Православное дело», из альманаха «Круг», «Владимирского сборника» / Примеч. С. С. Бычков. М.: Sam 8с Sam, 2014. С. 201 – 211.
39. Храпачевский Р.П. Военная держава Чингисхана. М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. (Военно-историческая библиотека). 557 с.
40. Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII—XIII вв. Изд. 4-е, испр. СПб., 2019. 624 с.
41. Philipp W. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs // Ibid. 1973. Bd 18. S. 55 – 72.
42. Philipp W. Über das Verhältnis des «Slovo о pogibeli Russkoj zemli» zum «Žitie Aleksandra Nevskogo» // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Berlin, 1957. Bd 5. S. 7 – 37.
[1] Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографической комиссией. Т. 10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1885. С. 142.
[2] Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографической комиссией. Т. 10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1885. С. 142.
Пресс-служба Ярославской епархии