ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЯРОСЛАВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
27 января в Большом зале Синодальной библиотеки в рамках XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений по направлению «Духовное образование в Русской Православной Церкви» состоялся круглый стол на тему «Искусственный интеллект в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви». В работе круглого стола приняли участие первый проректор семинарии иеромонах Агафангел (Шкуранков), проректор по учебной работе Д. А. Андрианов, преподаватель семинарии и администратор сайта иерей Артемий Пацкалев.
Модератором мероприятия выступил иерей Александр Стародубцев, специалист по дистанционным образовательным технологиям Учебного комитета.
В приветственном слове отец Александр отметил актуальность темы круглого стола, в связи с все большей интеграцией в сферу образования различных технологий, связанных с системами искусственного интеллекта, а также рассказал, что в настоящее время Учебным комитетом Русской Православной Церкви осуществляется подготовка «Проекта положения об использовании систем генеративного искусственного интеллекта (СГИИ) в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви».
Для обмена опытом и обсуждения выработки подходов к сфере искусственного интеллекта в области образования выступили специалисты со следующими докладами:
Оксана Владимировна Молчанова, ведущий специалист учебно-методического центра компании «Антиплагиат» выступила с докладом «Антиплагиат и генеративный искусственный интеллект в учебных и научных работах: вызовы и решения» — об опыте, накопленным при исследовании многочисленных текстовых работ, подчеркнув важность экспертной оценки их содержания, а также о необходимости проведения бесед со студентами о плюсах и минусах использования искусственного интеллекта в собственных трудах с этической стороны;
Евгений Андреевич Соколов, доцент, руководитель департамента больших данных информационного поиска, факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ выступил с докладом «Образование в содружестве с искусственным интеллектом — опыт НИУ ВШЭ» в котором отразил многосторонний опыт ВШЭ по использованию систем искусственного интеллекта преподавателями и студентами в разных областях науки. Евгений Андреевич подчеркнул важность изучения систем ИИ в первую очередь преподавателями, а также поделился основным принципом университета в отношении ИИ – «можно использовать, при уведомлении для чего и где именно в письменных работах это было сделано».
Иерей Александр Стародубцев, специалист Учебного комитета по дистанционным образовательным технологиям, в своем докладе о «Проекте положения об использовании систем генеративного искусственного интеллекта (СГИИ) в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви» рассказал, что СГИИ как неизбежное явление в образовательной сфере требует выработки принципиальных подходов к его использованию. В одном из пунктов доклада отметив, что «Учебный комитет Русской Православной Церкви не отрицает возможную пользу различных систем искусственного интеллекта в образовательной сфере, при этом призывает не заменять естественный интеллектуальный процесс на генерацию текстов в СГИИ, поскольку это может противоречить глубинному развитию личности во время образовательного процесса. Искусственный интеллект необходимо воспринимать как вспомогательный инструмент для соработничества, но не как быстрый способ замены человеческих интеллектуальных возможностей». Также были перечислены те немногие ситуации при работе с ВКР, когда использование ИИ может быть допустимо (напр. перевод текстов на иностранных языках вне рамок дисциплин по их изучению).
Дмитрий Львович Кречман, заместитель генерального директора компании «Гиперметод»(компания — создатель системы дистанционного обучения, которая используется в 28 высших духовных учебных заведениях), кандидат технических наук, доцент выступил с докладом «Как ИИ помогает преподавателю. Примеры». В своем выступлении он привел различные примеры, как преподаватели в разных областях могут использовать достижения ИИ с целью достижения результата при обучении. В частности, он отметил, что именно ИИ позволяет быстро создать вопросы к выпускной квалификационной работе, чтобы выявить понимание содержания диплома у студента.
Гусев Андрей Вячеславович, Начальник управления образовательных программ Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия выступил с докладом «Регламентация и этика использования искусственного интеллекта студентами духовных учебных заведений: подходы и реализация». В своем докладе он рассказал об опыте работы с ИИ сотрудниками и студентами в ОЦАД, об особенностях работ, где использовался ИИ. На его взгляд: «Прямой запрет ИИ может привести к негативным последствиям. Важно найти баланс между контролем и свободой, создавая условия для этичного использования ИИ». Андрей Вячеславович рассказал о 4 принципах, которые реализуются в ОЦАД при работе с ИИ: «Разумное использование, академическая честность, прозрачность, ответственное использование ИИ».
После докладов были даны ответы на многие вопросы. В целом, обсуждение нового, особенно в сфере духовного образования, явления — системы генеративного искусственного интеллекта вызвало неподдельный интерес у многих участников круглого стола. Отдельными участниками высказывались самые разные точки зрения вплоть до полного запрета использования ИИ в образовании как в Китае. Но, учитывая широкую популярность СГИИ в среде студентов российских светских ВУЗов по представленным опросам, большинство голосов спикеров и участников круглого стола высказывались в сторону допустимости использования СГИИ в духовных учебных заведениях с выработкой рекомендуемых принципов с определенными условиями, с соблюдением академической этики и христианских норм. Были высказаны ряд пожеланий к проекту Положения об ИИ, которые в итоге будут изучены в Учебном комитете.
Пресс-служба семинарии по материалам сайта Учебного комитета