СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП ПОВТОРИЛ ПОДВИГ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ПРОРОКОВ
22 января 2025 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником, с днем памяти святителя Филиппа, митрополита Московского. Великого угодника Божия, который дает нам пример верности архиерейской присяге, пример огромного мужества, силы и способности провозглашать Божию правду даже тогда, когда это провозглашение становится смертельно опасным.
Святитель Филипп повторил подвиг ветхозаветных пророков. Пророки не молчали, они говорили Божию правду, а эта правда очень часто расходилась с тем, что говорили и делали сильные мира сего. Поэтому многие пророки погибли от меча властителей, которые не могли смириться с тем, что кто-то провозглашает правду, невзирая на лица. Но без провозглашения правды были бы потеряны нравственные ориентиры в жизни людей, и неизвестно, существовала бы вообще человеческая цивилизация. Потому что ложь — от диавола, а диавол — это смерть; значит, господство лжи делает человеческое сообщество совершенно нежизнеспособным. Поэтому в каком-то смысле провозглашение Божией правды — это залог, условие существования рода человеческого.
Святитель Филипп обличал грозного царя, выражая свое несогласие с тем, что он убивает людей. Конечно, царь считал насилие одним из средств укрепления монархической власти, преодоления возможных разделений, междоусобиц. В каком-то смысле он стремился к правильным целям, к преодолению внутренних конфликтов в жизни нашей страны, но достигал своих целей ужасными средствами, ценой колоссальных человеческих жертв, и это перечеркивало все его добрые намерения. Его действительно боялись, называли «Грозным», страдали от насилия, и правление царя, который имел якобы доброе намерение добиться консолидации народа, государства, на деле становилось пыткой для людей. Очень многие погибали из-за подозрительности царя, его доверия к тем, кто, наговаривая на кого-то из бояр, преследовали свои личные интересы.
Другими словами, несомненно неправедными были средства, с помощью которых грозный царь созидал единство страны. Потому что там, где смерть, где казни, — там разделение; и всякое единство, которое создается таким образом, не может быть долговременным, прочным и соответствовать убеждениям людей. Вот поэтому святитель Филипп на том месте, на котором я стою сейчас, и отказался благословить царя Иоанна IV. Царь воспринял это как политическую акцию, тем более что святитель принадлежал к древнему боярскому роду Колычевых, а бояре, как известно, сопротивлялись многим действиям царя. Он усмотрел в этом прямой выпад против царской власти, сослав святителя в Отроч монастырь в Твери, а затем дал команду Малюте Скуратову погубить святителя, что Малюта и сделал, задушив святителя в том самом Отроче монастыре.
Вся эта история многому нас учит. Во-первых, она учит нас тому, что насилие, неправда, даже используемые якобы для достижения добрых целей, не может пройти бесследно как для тех, кто это насилие совершает, так и для народа. А разве и в нашей послереволюционной истории не было стремления загнать всех людей — насилием, пытками, заключением — в некое справедливое общество, которое в конце концов построит рай на земле? Ни справедливого общества, ни рая на земле не получилось — но сколько же людей было умучено и убито!
Тяжкая история нашей страны, в том числе события, связанные с умерщвлением святителя Филиппа, и репрессии постреволюционного времени, свидетельствует о том, что не благословляет Господь не только недобрые намерения, как это было в постреволюционные годы, но даже добрые намерения, если они осуществляются злыми, опасными для нравственной природы человека средствами.
Святитель Филипп пал жертвой безрассудных, абсолютно неправомерных действий. И об Иване IV мы вспоминаем как о царе грозном, который, несомненно, и что-то доброе делал, но своей жестокостью запятнал свое имя и свою память. А о святителе мы вспоминаем как о святом человеке, который осмелился благовествовать Божию правду, несмотря на то что провозглашение этой правды грозило для него смертью, что и произошло. Последующая история, а главное, история Церкви нашей, и вынесла суд: митрополит Филипп причислен к лику святых, а Иван IV так и остался в памяти грозным царем, многие действия которого признаются полезными, но нравственная составляющая правления полностью отвергается как принесшая огромные страдания народу. И, может быть, главным из преступлений царя было умерщвление святителя Филиппа.
Вспоминая сегодня эту историю, мы благодарим Бога за то, что живем в другие времена. Вернулась возможность для Православной Церкви открыто совершать свое служение, а людям любых званий — приходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться. Мы с вами действительно живем в особое время, если взять даже всю историю России, включая царские времена, когда империя была православной, но, как уже было сказано, не во всем поспешествовала делу Божиему. А сегодня Господь дает нам особые возможности. Церковь совершенно свободна от какого-либо политического диктата, от какого-либо влияния власти на внутреннюю жизнь Церкви. Еще раз скажу: мы живем тогда, когда и Президент православный, и премьер православный, и в правительстве много глубоко верующих людей, и время благоприятное. Но время — это не вечность, всякие могут наступить времена, а потому, живя в это время благоприятное, мы должны укрепиться в вере. И это в первую очередь ответственность нашей Церкви, нашего духовенства, наших приходских активистов, руководителей наших молодежных организаций — делать все для того, чтобы вера православная укрепилась в наших людях, чтобы никакие потрясения — ни политические, ни социальные, ни мировоззренческие — не могли ослабить дух и силу веры православной в нашем народе. Поэтому, вспоминая все то, что произошло со святителем Филиппом, вспоминая всю тяжелую историю Русской Церкви, особенно в веке XX, мы еще и еще раз должны благодарить Господа за времена наступившие и одновременно понимать: кому больше дается, с того больше и спросится. И если наше духовенство, ограниченное во всем в советское время, могло только совершать богослужения, то сегодня оно обязано, помимо богослужений, делать все для того, чтобы укреплялась вера в нашем народе. Работа с детьми, с молодежью, с нашей интеллигенцией, образовательные, социальные программы Церкви — это не прихоть, это указание на то, как Церковь сегодня должна работать, чтобы не повторять ошибок прошлого, но чтобы использовать время благоприятное для укрепления веры и церковной жизни в нашем народе. Мы все призваны сегодня трудиться очень и очень плодотворно, чтобы, еще раз подчеркну, время благоприятствования для жизни Церкви осуществилось в добрых плодах, способствующих укреплению благочестия и всех нравственных основ жизни нашего народа, его духовного благополучия. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси