ЗАВЕЩАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ В МОНАСТЫРСКОМ МУЗЕЕ
Сегодня память св. Димитрия Ростовского, день его праведной кончины. Святитель скончался 28 октября/10 ноября 1709 года в своей келье в Ростовском архиерейском доме (Ростовском кремле) ночью во время молитвы у икон. Так и нашёл его утром келейник – стоящим на коленях перед келейными образами.
После кончины правящего архиерея была составлена опись его имущества – того, что было в его келье на момент смерти: книги и рукописи. Здесь же было обнаружено завещание св. Димитрия, которое он написал в Ростове 4 апреля 1707 года. Его текст лучше любых других слов говорит о том, что за человек был митрополит Димитрий Ростовский.
Завещание свт. Димитрия Ростовского на церковнославянском языке можно будет прочитать в музее «Монастырская ризница» Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове. Эта копия была составлена по просьбе обители для монастырского музея.
«Я, смиренный архиерей Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, слушая гласа Господа моего во Святом Евангелии говорящего: не весте бо, когда Господь приидет, в вечер, или в полунощь… или утро; да не пришед внезапу, обрящет вы спящия. Того гласа Господня слушая … и по силе моей готовясь ко исходу от сея жизни, рассудил этой духовной грамотой моей сделать известным всякому, кто захочет по моей кончине пожелать узнать о моем келейном имуществе, чтобы ему не трудится понапрасну и не спрашивать служивших мне Бога ради, да весть мое сокровище и богатство, которое от юности моея не собирах… с тех пор, как принял святый иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловском монастыре на восемнадцатом году жизни и обещал Богу нищету вольную иметь, от того времени даже до приближения моего ко гробу, не стяжал имения и мшелоимства, кроме книг святых, не собирал злата и сребра, ни изволил иметь излишних одежд, ни каких-либо вещей, кроме самых нужд, но нестяжание и нищету иноческую духом и самым делом по возможности соблюсти тщался, не заботясь о себе, но возлагаяся на Промысл Божий, иже никогдаже мя остави. Входящая же в руце мои от благодетелей моих подаяния и яже на начальствах келейный приход, это всё тратил на мои и на монастырския нужды, где был во игуменах и архимандритах, также и на архиерействе находясь, не собирал келейных доходов (которые не многи были), но часть на мои потребы употреблял, часть же на нужды нуждных, идеже Бог повеле.
Никтоже убо да трудится по смерти моей испытуя или взыскуя каковаго-либо келейнаго моего собрания, потому что ни на погребение что оставляю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче на кончине явится Богу. Верую бо, яко приятнее Ему будет, аще и едина цата по мне не останется, нежели когда бы многое собрание было раздаваемо.
И если меня такого нищего никто не захочет обычному предать погребению, молю убо тех, иже свою смерть памятствуют, да отвлекут мое грешное тело во убогий дом, и тамо между трупиями да повергнут его. Если же владычествующих изволение повелит мя умерша погребсти по обычаю, то молю христолюбивых погребателей, да погребут мя в монастыре святаго Иакова, епископа Ростовскаго, во угле церковном, где я место указал, о сем челом бью.
Тот, кто захочет безденежно помянуть грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковой и сам да поминовен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, то молю, да не поминает меня нища, ничего на поминовение не оставившего. Бог же да будет всем милостив и мне грешному во веки, аминь.
Такой завет, се моя духовная грамота, таково о имении моем известие. Аще же кто известию сему не емля веры, начнет со испытанием искати по мне злата и сребра, то аще и много потрудится, ничтоже обрящет, и судит ему Бог».
Пресс-служба монастыря/Пресс-служба Ярославской епархии