ИГУМЕН АВГУСТИН (НЕВОДНИЧЕК). НАДЕЕМСЯ И ВЕРИМ, ЧТО НАМ УДАСТСЯ ВОПЛОТИТЬ ТО, ЧТО ЗАДУМАЛИ

Новости Новости приходов и монастырей

Деятельность Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Ярославской митрополии может служить примером успешной миссионерской, просветительской и одновременно серьезной научно-исторической работы. О том, как проекты монастыря связаны с почитанием святого покровителя обители – святителя Димитрия Ростовского порталу «Монастырский вестник» рассказал наместник монастыря игумен Августин (Неводничек)

Отец Августин, монастырь, в котором Вы являетесь наместником, с одной стороны, место известное, его посещает немало людей. Но он все же не относится к обителям, которые у всех на слуху. Расскажите о Спасо-Яковлевском монастыре – в чем его особенность, возможно, даже уникальность?

— Вначале я хочу немного сказать о городе, в котором наш монастырь расположен. Ростов Великий Ярославской области – один из самых древних городов нашей страны и один из самых популярных на туристическом маршруте «Золотое кольцо России». Казалось бы, большинству известно, что этот маршрут охватывает города, расположенные от Москвы на сравнительно небольшом расстоянии: в каждый из них из столицы можно съездить за день, познакомиться с достопримечательностями и вернуться. Тем не менее, мы регулярно сталкиваемся с тем, что люди знают только один Ростов – Ростов-на-Дону. У нас даже был случай, когда в экскурсионную службу монастыря позвонили, заказали экскурсию по обители. Экскурсовод их ждет в назначенные день и время, а выясняется, что люди поехали в Ростов-на-Дону и там ищут Спасо-Яковлевский монастырь, в котором находятся мощи святого Димитрия Ростовского…

Но ведь взаимосвязь между Ростовом Великим, Ростовом-на-Дону и святителем Димитрием Ростовским все же есть?

— Да, историческая взаимосвязь между двумя городами и Ростовским святителем следующая. В середине XVIII века, а именно 15 декабря 1749 года, указом императрицы Елизаветы Петровны была основана Темерницкая таможня, заложенная в устье реки Темерник, притоке Дона. Эти земли в то время еще только осваивались и считались необжитыми окраинами государства. В 1760– 1761 годах началось строительство Темерницкой крепости. 6 апреля 1761 года эта крепость была переименована, и полное название населенного пункта стало таким: Крепость святого Димитрия Ростовского. Напомню, что митрополит Димитрий был незадолго до этого причислен к лику святых – на Пасху 1757 года. Эта канонизация стала единственной за продолжительный предшествующий период в истории Русской Православной Церкви. Ростовский святитель Димитрий сразу стал необычайно популярным святым – в его честь не только освящали храмы, но и назвали город. Правда, на тот момент это был небольшой населенный пункт. Его название с течением времени трансформировалось в Ростовскую крепость, затем просто Ростов, наконец, в Ростов-на-Дону, чтобы отличать от того Ростова, в котором жил и скончался святитель Димитрий. И так случилось, что небольшой и сравнительно молодой населенный пункт на притоке Дона превратился в один из крупнейших городов нашей страны, а древний Ростов, упоминаемый в летописи в 862 году, город, где историческим прошлым дышит каждый уголок, где находится большое число памятников архитектуры и природы, превратился в настоящее время в районный центр Ярославской области с меньшим, чем в любом районе Москвы, числом жителей.

В таком случае название Ростов Великий – это отсылка к прошлому, или здесь есть связь и с настоящим?

— Начнем с того, что официальное название города – Ростов. Но уже около полутора веков существует местная традиция, согласно которой здешние историки и краеведы называют город Ростовом Великим – как раз для того, чтобы отличить от более известного и гораздо большего по размерам Ростова-на-Дону. Впервые эпитет «Великий» к названию города приложили историки второй половины XIX столетия, большие патриоты родного города, своими трудами воскрешавшие в сознании современников величие и культурно-историческое значение древнего Ростова, акцентировавшие внимание на его уникальности. Делали они это не без оснований: в летописи под 1151 годом наш Ростов назван «великим городом». Конечно, тогда речь шла о его размерах, ведь он и был одним из крупных городов своего времени, но краеведы XIX века решили воспользоваться в своих работах этим летописным поводом. Современные историки, живущие в Ростове, пишущие о нем, знакомящие с ним многочисленных туристов и паломников, воскресили эту традицию.

«Се покой мой, здесь вселюсь в век века»

И в этом городе находится Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Расскажите о нем.

— Наша обитель основана епископом Иаковом Ростовским в конце XIV века. Епископ Иаков – современник преподобного Сергия Радонежского, уроженца Ростова. Оба святых скончались в 1392 году. Святитель Иаков причислен к лику святых на соборе 1549 года. Его мощи никогда не обретались и до сих пор пребывают под спудом в Яковлевском храме нашего монастыря, построенном в его честь в первой половине XIX века. О жизни святителя Иакова было известно по рукописному сказанию, которое хранилось в монастырской ризнице до закрытия обители в конце 1920-х годов. Согласно этому сказанию святитель был избран на Ростовскую кафедру после победы на Куликовом поле, а в каком именно году, неизвестно. На кафедре он пробыл недолго: был сведен с нее на городском собрании – вече – так как заступился за женщину, обвиненную в грехе прелюбодеяния. Святитель напомнил собравшимся слова из Евангелия: «Пусть бросит в нее камень тот, кто считает себя безгрешным» (см. Ин. 8:7). Камни в него кидать не стали, но с кафедры просили уйти. Тогда святитель вышел на берег озера Неро, бросил на его воды свою архиерейскую мантию, перекрестил ее и поплыл на ней, как на плоту, по озеру. Видя явное чудо, ростовцы бежали по берегу, прося у епископа прощения. Мантия святителя пристала в том месте, где на окраине Ростова в озеро Неро впадал ручей Брутовщина. Святитель вышел на берег и решил на этом месте остаться. Он построил себе келью и обыденный Зачатьевский храм. Поскольку среди раскаявшихся ростовцев нашлись пожелавшие остаться со святителем, то были построены еще кельи. Так возник Яковлевский Зачатьевский монастырь – именно так наша обитель называлась изначально: по имени основателя и по наименованию первого храма.

Сейчас монастырь более всего известен паломникам из-за того, что в нем находятся мощи святителя Димитрия Ростовского. Как они попали в обитель, ведь он был правящим архиереем Ростовской митрополии и поэтому должен был быть погребен в кафедральном храме Ростова – Успенском соборе?

— Да, ростовских владык с самого времени крещения Ростова, а считается, что это произошло в июле 991 года, погребали в кафедральном Успенском соборе. Святитель Димитрий, прибывший на новую для себя кафедру в марте 1702 года, сам избрал местом своего упокоения Яковлевский монастырь. Зачатьевский собор обители – тот каменный храм, который построил знаменитый митрополит Иона Сысоевич, строитель Ростовского кремля, и именно этот собор мы видим и сейчас, – стал первым местом, куда зашел митрополит Димитрий, приехав в Ростов. И он, зайдя в этот храм, сразу же указал правой рукой на юго-западный угол собора и сказал: «Се покой мой, здесь вселюсь в век века». Позже он написал завещание, согласно которому просил похоронить себя в Яковлевском монастыре в указанном месте. Его завещание было исполнено. Существует ростовское предание, что жители Ростова и священники просили приехавшего на отпевание друга святителя Димитрия митрополита Стефана Яворского, на тот момент местоблюстителя Патриаршего престола, похоронить любимого всеми владыку в почетном месте – в кафедральном соборе. Он же настоял на исполнении воли святого человека – митрополита Димитрия. Да, Стефан Яворский не один раз в своей проповеди на отпевании произнес: «Свят Димитрий, свят!» Таким образом, святитель Димитрий был погребен в небольшом и малоизвестном загородном монастыре, что вполне соответствовало его устроению, ведь он, хотя и пользовался благосклонностью и вниманием богатых и известных деятелей своей эпохи, включая царя Петра I и его окружение, но умер в заштопанном подряснике, во время ночной молитвы, а из всех сокровищ у него нашли две деньги да книги и рукописи.

Сейчас монастырь, хранящий мощи святителя Димитрия Ростовского, называется Спасо-Яковлевский Димитриев. Имя святителя было включено в название обители после его канонизации в середине XVIII столетия?

— Имя святителя Димитрия вошло в состав названия обители не сразу после его канонизации в апреле 1757 года, но благодаря ей, точнее благодаря тому всенародному почитанию, которым стал пользоваться Ростовский святитель. Массовое народное паломничество ко гробу еще не прославленного святого и чудеса исцелений и помощи по молитвам к нему послужили поводом начать «Дело об обретении и открытии мощей святителя Димитрия Ростовского», которое было начато в октябре 1752 года, а закончено в марте 1763 года. «Дело…» сейчас хранится в Российском государственном историческом архиве и именно в нем содержатся рукописные свидетельства об исцелениях и молитвенной помощи святителя: люди сообщали об этих случаях, священники Яковлевского монастыря записывали их под клятвой, а исцеленный должен был представить свидетелей своей болезни и исцеления.

Так вот, возвращаясь к заданному вопросу: благодаря столь широкому почитанию святителя Димитрия и паломничеству к нему, начиная с правящих императоров и заканчивая простыми паломниками из самых разных мест Российской империи, в 1836 году обитель, хранящая мощи почитаемого святого, стала называться Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем.

Просвещение через устное и письменное слово

Благодаря святителю Димитрию Ростовскому Яковлевский монастырь стал известным местом паломничества в дореволюционной России. А как обстоят дела в наше время? Кто те люди, которые посещают монастырь сейчас?

— Благодаря тому, что среди почитателей святителя Димитрия Ростовского были представители известнейших дворянских родов, Яковлевский монастырь после канонизации святителя, со второй половины XVIII столетия, получил возможность отстроиться в камне, ведь вплоть до этого времени все его здания, кроме Зачатьевского собора, были деревянными. Кроме хозяйственных и келейных корпусов, колокольни и ограды, на средства благотворителей были построены два храма: в 1794–1801 годах Дмитровский собор, по воле и на средства графа Николая Петровича Шереметева, и в первой половине XIX века – Яковлевский храм, на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Оба эти благотворителя глубоко чтили святителя Димитрия и много сделали для прославления его имени. Построенные ими храмы относятся к стилю классицизма.

Также в начале XIX столетия в монастырской ограде по моде времени появились готические башни. Так был сформирован уникальный, яркий ансамбль Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, который в наши дни привлекает множество людей. Именно привлекает, так как очень много туристов заезжает в обитель, увидев ее с трассы М 8 «Москва – Холмогоры». Некоторые, видя перед собой этот необычный и величественный монастырский ансамбль, думают, что это Ростовский кремль. Наши экскурсоводы могут рассказать немало таких историй.

Большинство туристов приезжают к нам, потому что видят или знают, что это красивое и спокойное место, где душа отдыхает от мегаполиса, ведь у нас на территории летом много цветов, зимой глаз радуют высокие ели, есть уютные места, например, беседка на пруду, где можно посидеть и поразмышлять в тишине, особенно в будние дни.

И, конечно, к нам приезжает много паломников, причем не только из нашей страны, но и из большей части бывших республик СССР. Приезжают и иностранцы, но их как раз немного.

А как монастырь работает с туристами и паломниками? И только ли на эти категории посетителей направлено внимание?

— Культурно-просветительская работа нашего монастыря – это отдельная и большая тема. Этой работой мы занимаемся не один десяток лет – в 2021 году мы будем отмечать 30-летие возрождение монашеской жизни в обители – и в этом направлении сделано много. Ведь мы являемся не только красивым местом, где находятся почитаемые святыни и среди них, в первую очередь, мощи святителя Димитрия Ростовского, – но и считаем, что должны продолжать и развивать ту деятельность, которой митрополит Димитрий посвятил большую часть своей жизни, а это просвещение народа через устное и письменное слово.

Наше устное слово – это регулярные экскурсии, то есть непосредственная работа с паломниками и туристами. Причем для разных категорий у нас и экскурсии разные: есть стандартная, есть для школьников и учителей, ведь святитель Димитрий, открывший одну из первых в России школ, является святым покровителем учащих и учащихся; и есть углубленные экскурсии для специалистов – историков, искусствоведов и краеведов. Кроме того, для школьников в Дмитровском соборе, у раки с мощами святителя Димитрия мы проводим уроки краеведения и родной литературы.

Также «устным словом» я назвал бы фильмы, выпускаемые нашим монастырем совместно с Православным информационным агенством «Русская летопись». Эти фильмы достаточно часто транслируются по телеканалам «Спас» и «Союз». Особенно фильм «Желая жития ангельского. История Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в рассказах братии», а также «Первый святой Российской империи» и «Путешествие в Ростов Великий».

Наше письменное слово – это издаваемые монастырем книги по истории и агиографии Ростовской земли и издания, посвященные жизни и деятельности святителя Димитрия.

Но ведь не только на приезжих направлена просветительская деятельность монастыря?

— Безусловно, не только на них. Мы работаем и с местными жителями. Много лет наш монастырь проводит регулярные встречи в центральных библиотеках Ростова и Ярославля. Причем в Ярославле таких библиотек две: Областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова и Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова. Наш лектор выступает на литературно-исторических встречах, их тематика связана с интересными книжными новинками православных издательств, значимыми историческими событиями или яркими личностями.

А какое место занимает личность святителя Димитрия в этих просветительских мероприятиях?

— Нам повезло, что такая масштабная личность как святитель Димитрий Ростовский дает нам возможность говорить на разнообразные темы, связанные с его жизнью и временем, когда происходили воистину эпохальные события. Напомню, что святитель родился под Киевом в 1651 году, а скончался в Ростове в 1709-м. Чуть более полувека, а сколько совершилось важнейших исторических перемен, сколько возникло культурных явлений, находящих отражение и в современной жизни!

Нам удалось провести пять научных конференций, из которых некоторые были с международным представительством, так как личность святителя Димитрия объединила исследовательские усилия научных сотрудников различных музеев и институтов России и Украины. Последняя такая конференция прошла у нас в октябре 2013 года и была нами организована совместно с Российской национальной комиссией Международной комиссии по сравнительной истории Церквей, а также с Центром украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ. Тема конференции звучала так: «Православие и православная культура в эпоху святителя Димитрия Ростовского». По результатам научных конференций у нас выпущено несколько сборников с темами, которые ранее не озвучивались.

Во время работы выставки жизнь просто кипела…

— Расскажите, пожалуйста, про проект «Просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского», реализованный при поддержке Фонда президентских грантов.

— Проект осуществлялся в течение 2018 года. В рамках его реализации наш монастырь вел работу по созданию единого контента, связанного со святителем Димитрием Ростовским. Так, был создан сайт «Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, труды, эпоха», который стал главной информационной площадкой проекта. С тех пор он постоянно пополняется новыми статьями. Его особенность – это разносторонняя подача материала: через популярные статьи для тех, кто только начинает узнавать о святом Димитрии Ростовском, и статьи научного содержания для специалистов.

Вообще, без преувеличения, контент сайта уникален, так как впервые собрана и структурирована обширнейшая информация по «Димитриевской» теме, размещено множество научных исследований по самым разным ее направлениям (жизнь, канонизация и творчество святителя Димитрия, история и культура его времени, важнейшие персоналии и т. д.), набрано немало текстов из неоцифрованных источников, в том числе дореволюционных изданий; специально для проекта специалистами были написаны статьи популярного характера. Еще одна особенность сайта: и на главной странице, и в публикациях очень много иллюстраций. Могу назвать цифры, которые попали в итоговый отчет по проекту в ноябре 2018 года. Это 616 публикаций, включающих статьи, книги, фильмы, передачи, видеоуроки, спектакли и канты; 97 ссылок на оцифрованные труды святителя Димитрия, как в дореволюционной, так и в современной орфографии; 4223 иллюстрации. Мы уже не ведем подсчет, сколько с тех пор появилось новых публикаций, но их немало, так же как и фотографий, над которыми трудится наш монастырский фотограф.

В рамках работы над проектом мы вели работу над двумя книгами. Они опубликованы в электронном варианте на указанном сайте. Первая – «С именем Христовым в сердце. Избранные поучения св. Димитрия Ростовского». Особенность книги в том, что это адаптированные для современного читателя тексты самых известных проповедей святителя, ведь до сих пор его произведения издаются в синодальных переводах, явно устаревших и трудно воспринимаемых нашими современниками, и получается, что наследие сáмого издаваемого ранее духовного писателя, каковым и был святой Димитрий Ростовский, остается неизвестным современному читателю. Вторая книга – «Православие и православная культура в эпоху св. Димитрия Ростовского». Это сборник исследований специалистов из России, Украины и Литвы – стран, объединенных жизнью и служением святителя Димитрия.

В рамках проекта был снят небольшой документальный фильм о святителе «Пришел я к вам с любовью», который сопровождал работу нашей мобильной выставки и был очень тепло встречен зрителями. Фильм также выложен на указанном сайте.

— Где проходила выставка, и много ли людей ее посетило?

— В течение полугода выставка о святителе Димитрии Ростовском побывала на семи разных площадках в пяти городах – Ярославле, Угличе, Рыбинске, Переславле-Залесском и в Ростове. А площадками стали музей, библиотеки, кафедральные соборы и монастыри. Это позволило охватить самую широкую аудиторию: и светскую, и церковную, как жителей городов, так и туристов, паломников. В каждом городе мы вели «Книгу отзывов и впечатлений». Собрали почти пятьсот отзывов, их писали и взрослые, и дети. Сейчас их особенно интересно перечитывать, так как они возвращают в то время, когда жизнь просто кипела. За время реализации этого проекта было проведено 86 встреч со взрослой аудиторией и занятий со школьниками. Этих последних прошло более всего – почти 60 занятий, и самой популярной темой стала «Как учились 300 лет назад» – о школах времен святого Димитрия Ростовского.

Если говорить о каких-то итоговых цифрах, то получилось, что около 33000 человек были в той или иной степени вовлечены в тематику нашего проекта – через посещение выставки, посещение созданного сайта или страниц Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в социальных сетях Facebook и ВКонтакте. В целом мы очень довольны проделанной работой, так как проведение выставки, знакомство с личностью святителя Димитрия встретило широкий отклик у тех, для кого мы это делали.

Мы всегда открыты для общения

— Планируется ли продолжение проекта?

— Официально мы сдали отчет и закончили работу над проектом по мобильной выставке в ноябре 2018 года, но еще весь 2019 год работа продолжалась, так как по Димитриевской теме нас постоянно приглашали в школы, библиотеки, колледжи, а в Угличе наш лектор продолжил выступать во Дворце культуры. Более того, Ростовской центральной библиотеке так понравилось совместно работать, что они пригласили нас в том же году стать партнерами их проекта «Мобильный марафон “Дорога к храму”», который получил поддержку Международного грантового конкурса «Православная инициатива». И наш лектор в рамках этого проекта провела еще 16 встреч, побывала во многих учреждениях культуры и образования Ростова и Ростовского района, продолжая рассказывать о школах времен святителя Димитрия и о нем самом. К тому же в ноябре 2019 года мобильная выставка о святителе Димитрии Ростовском стала составной частью экспозиции в музее «Ростовский кремль», посвященной его основателям и святому покровителю – святителю Димитрию, в память о котором купцы-меценаты и восстанавливали во второй половине XIX века Ростовский архиерейский дом – то, что сейчас все называют Ростовским кремлем [1].

2020 год начался с обычной плановой работы – проведения встреч в библиотеках Ярославля и Ростова, выступлений на научных конференциях. Например, на ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного института в секции «Христианское искусство» представитель нашего монастыря прочел доклад о Спасо-Преображенском соборе обители – менее всего изученном памятнике монастырского ансамбля. Также представитель нашего монастыря успел выступить на XX Всероссийских Иринарховских чтениях с докладом о детском доме в стенах Спасо-Яковлевского монастыря (это уже малоизученный советский период истории обители) и на Ушаковских чтениях, проходивших в Ярославле, с докладом о святом праведном Феодоре Ушакове и святителе Димитрии Ростовском.

После длительного перерыва, вызванного известными обстоятельствами этого трудного 2020 года, вновь началась лекционная работа. Помимо нее мы сейчас проводим художественный конкурс «Не солгать на святого. Жизнь св. Димитрия Ростовского глазами современных художников». Можно сказать, что это и есть продолжение работы проекта «Просветительская мобильная выставка “Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского”», поддержанного несколько лет назад Фондом президентских грантов. Ведь мы не просто проводим конкурс, целью которого является создание художественных произведений, по которым мы бы могли рассказывать о жизни святителя Димитрия «в картинках», то есть наглядно. Мы проводим этот конкурс для того, чтобы произведения-победители заняли свое достойное место в монастырском музее, над созданием которого мы сейчас трудимся. Организаторами художественного конкурса выступают Ярославская митрополия, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ», ВТОО «Союз художников России» и МОО «Петровская академия наук и искусств».

Можно больше узнать о монастырском музее?

— Я не хотел бы сейчас раскрывать подробности создания монастырского музея. Мы надеемся, что это станет определенным сюрпризом для ценителей искусства. В следующем 2021 году в нашем монастыре будут отмечаться два юбилея – 30-летие возрождения обители и 370-летие со дня рождения святителя Димитрия Ростовского. Именно к этим датам мы и решили приурочить открытие монастырского музея, о котором думаем уже не один год, а также проведение художественного конкурса, посвященного жизни святителя Димитрия. Это то, что мы планируем непосредственно у себя в монастыре. Еще совместно с музеем-заповедником «Ростовский кремль» мы хотим провести выставку, посвященную святителю Димитрию, на которой будут представлены предметы из собрания музея и нашего монастыря.

Нам поступают предложения из других регионов о проведении выставки и лекций, посвященных святителю. Ждем лучших времен, надеемся, что они придут, жизнь войдет в обычное рабочее русло. Надеемся и верим, что нам удастся воплотить то, что задумали и побывать там, куда нас приглашают.

Благодарим, отец Августин, за столь подробный рассказ о том, чем живет и дышит место, хранящее мощи святителя Димитрия Ростовского.

— Это не полная картина, а лишь часть того, чем мы живем. Лучше приехать и увидеть самим.

Приглашение для паломников?

— Для всех, интересующихся отечественной историей и культурой. Мы всегда открыты для общения. Рады рассказать, показать, разъяснить, а информация о контактах есть на монастырском сайте.

Беседовала Мария Рубцова
Фото: Владимир Ходаков.
Фотографии также предоставлены Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем