ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ УЧАСТВОВАЛИ В РАБОТЕ МОНАШЕСКОГО ФОРУМА
28 января 2020 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники», начали свою работу.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на традиционный форум прибыли архиереи, наместники, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей. Организатором работы направления является Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем архиепископом Каширским Феогностом; куратор направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Заседания проходят в конференц-зале гостиницы «Даниловская» на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря. В работе форума приняли участие наместник Спасо-Яковлевского мужского монастыря игумен Августин (Неводничек) и настоятельница Свято-Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк) с сестрами обители.
Работа монашеского форума началась с пленарного заседания. В президиуме присутствовали: архиепископ Каширский Феогност; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы; игумения Иулиания (Каледа); игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря Москвы.
Открывая работу направления, Его Высокопреосвященство архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.
В докладе «»От горячей любви моей к Отечеству…» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Монашество и патриотизм» митрополит Георгий напомнил, что на Руси отрекающийся от мира и ставший уже на земле гражданином небесного Отечества инок никогда не переставал ощущать себя верным сыном Отечества земного. Религиозность пронизывала все стороны жизни наших предков и всегда была деятельной. Пространственным центром городов становились храмы, а поселения, образовавшиеся вокруг монастырей, именно монастырям придавали главное значение, так что, пребывая в гуще жизни людей, иноческие обители и саму эту жизнь перестраивали с учетом правил и особенностей монашеских представлений о ней. Такая тесная связь наложила на русское монашество печать общественной значимости.
Примером чуткой любви к своей Родине, по мнению митрополита Георгия, может служить для соотечественников святитель Игнатий (Брянчанинов), на основании творений и писем которого глава Нижегородской митрополии показал, что отклик в сердце святителя находили многие важные, в том числе и военные, события его эпохи. Несмотря на то, что главным в его жизни оставалось аскетическое делание, иноческие подвиги не заслонили для него всего того, что происходило в Российской империи.
Из переписки с игуменом Валаамского монастыря Дамаскиным явствует, что святитель поддерживал его решение об отправке на флот иеромонахов для окормления русских воинов. Адмиралу П.С. Нахимову он посылает в качестве благословения образ святителя Митрофана Воронежского (как благодетеля Черноморского флота) и письмо, которое адмирал зачитал на корабле своим офицерам, воодушевленным после битвы при Синопе.
Святитель Игнатий прочит русским воинам Царствие Небесное, занимая в оценке духовной значимости воинского подвига позицию, несвойственную византийскому богословию, но принятую на Русской земле. «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых, – пишет он кадровому военному Николаю Муравьеву-Карскому. – Гораздо вернее идти на штыки с молитвою, нежели с песнею: песнь приносит самозабвение и прилична римлянину, а молитва доставляет воодушевление и прилична благочестивому христианину».
Видение святым Игнатием положения России в международной политике раскрывается в его переписке с Муравьевым-Карским. Он пишет о том, как открываются хищнические замыслы англичан и французов, как Европе в целом и Германии в особенности требуется участие России; англичан ввиду подлости их политических интриг называет «бесчеловечными и злохитрыми карфагенянами». Святой рассуждает о целесообразности похода к Босфору и Дарданелам, радуется разгрому вражеской «анатолийской армии» и взятию Карса и просит не торопиться с заключением мира до тех пор, пока Россия не получит плоды своих успешных военных баталий.
Причиной значимости земных побед для России святитель считал особое предназначение Божие: «России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству… Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни».
Подводя итог сказанному, митрополит Георгий обратил внимание монашествующих на то, что история неоднократно подтверждала и слова, и обоснованность переживаний святого. Это означает, что главными условиями процветания нашего государства, которое призваны любить и миряне, и монахи, и пастыри, являются его духовная целостность и нравственная чистота граждан.
В заключительной части работы секции члены президиума ответили на вопросы, заданные из зала. При этом некоторые слушатели поделились своими воспоминаниями о родных, прошедших войну. Была высказана важная мысль, что война, несмотря на бедствия и страшные потери, повернула народ к Богу, воспитала целую плеяду истинных воинов за Церковь и веру, таких как архимандрит Алипий (Воронов), владыка Алексий (Коноплев) и многие другие. Поколение, 30 лет назад возрождавшее нашу Церковь и в том числе монастыри, тоже ведь было воспитано в семьях фронтовиков.
Митрополит Георгий подытожил эти высказывания словами о том, что монашествующим необходимо помнить и осмысливать уроки войны, чтобы сохранять в себе строгое, трезвенное и жертвенное отношение к жизни, к которому они и призваны по глубинной сути приносимых ими обетов.
Сайт monasterium.ru/Пресс-служба Ярославской епархии