ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ: РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ УМРЕТ
Ученики во время пребывания со Христом до Его Вознесения получали не какое-то уникальное знание, а уникальный опыт. Опыт соприсутствия с Воскресшим, с Тем, над Кем смерть уже не властна. О празднике Вознесения размышляет преподаватель Ярославской духовной семинарии, пресс-секретарь Ярославской епархии, настоятель Богоявленского храма г. Ярославля иерей Александр Сатомский.
ПОЧЕМУ ИМЕННО 40, И ПРО ЧТО ЭТА ЦИФРА?
— Цифра 40 в Библии встречается не раз: 40 лет Израиль во главе с Моисеем шел в землю обетованную, 40 дней Христос пребывал в пустыне, 40 дней Воскресший Христос во плоти пребывал с учениками. В чем смысл этого временного промежутка между воскресением и вознесением?
— Действительно, здесь мы видим ряд однозначных библейских параллелей, где смыслом каждого временного промежутка, обозначенного как сорокадневный, становится вызревание, рост, переход в иное качественное состояние.
За 40 лет хождения в пустыне народ рабов становится народом свободы. 40 дней Моисей ждет на Синайской горе и получает Закон, новые правила жизни. В Евангелии мы видим 40-дневное пребывание Христа в пустыне. А потом 40-дневное пребывание Воскресшего Христа с учениками до дня Вознесения. Но здесь качественные перемены касаются уже не Христа, а учеников.
Разницы между Христом до воскресения и по воскресение или до вознесения и по вознесение объективно нет. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) — говорит апостол Павел. Сам Христос в Евангелии говорит, что «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался” (Иоан. 8:56) и продолжая – «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58).
Он указывает, что по Божеству никак не ограничен Своей телесностью. Он это показывает, когда исцеляет на расстоянии, не видя и не слыша исцеляемого.
Такого рода изменения – переход от здешнего мира к горнему, важны для людей, например, для святых. При земной жизни они были ограничены своей плотью, но переход в иное состояние через сопричастность ко Христу делает и их внепространственными.
Раньше нужно было стучаться в дверь каливы к Паисию Святогорцу, теперь не нужно стучаться. Ты обращаешься к св. Паисию, и через Христа он тебя слышит.
— А что же такого особого происходит с учениками за период от Воскресения до Вознесения? Что изменилось в апостолах, и что мы вообще об этом знаем? В Евангелиях, Деяниях об этом говорится всего несколько строк.
— О чем говорил апостол Иоанн Богослов в самом конце своего Евангелия? «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.» (Ин. 21:25).
Мне кажется, это и о том, что опыт общения с Богом все равно до некоторой меры не может быть вербализован, выражен.
И не потому, что учение Христа — эзотерическое знание, которое доступно двенадцати, а остальным недоступно. Ведь Христос на суде говорит первосвященнику, что Он никогда ничего не говорил тайно, а учил открыто (Ин. 18:19-20). И в этом у христиан — мощная прививка от любого эзотеризма.
Поэтому ученики во время 40-а дней до Вознесения Христа — не люди, получающие какое-то уникальное эзотерическое знание, а скорее, люди, получающие уникальный опыт. Опыт соприсутствия с Воскресшим, с Тем, над Кем смерть уже не властна.
Господь говорил ученикам, что Он будет распят, воскреснет из мертвых, мы слышим это как рефрен. Но ученики не понимают Господа, а спросить – бояться. А вот здесь они удостоверяются в этом не через слово, не через обещание, а через соприсутствие. Они общаются – едят, пьют, разговаривают, — с Воскресшим, с Тем, Кто уже никогда не умрет!
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ САМИ
— Они общаются. А как же мы? Здесь и сейчас? Получается, что есть некий уникальный опыт, и к нему причастны только 12+ во всей мировой истории.
— Да, мы существуем в истории. В ней происходят однократные события. И все остальное мы воспринимаем как свидетельство. И у нас нет другого способа прикоснуться к плоти и ткани этих событий, кроме опосредованности, через свидетельства очевидцев.
История как линейное время начинается, течет, завершается. Но Господь пребывает всегда: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Один и тот же Христос являлся Серафиму Саровскому и Силуану Афонскому. Господь Сам нам говорит: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Поэтому возможности быть со Христом Воскресшим никто не лишен. Вхождение в общение с Воскресшим Христом нам дано в Евхаристии.
Это общение, кстати, не нивелирует «личное», как и во время исторического общения Христа с учениками, очень разными людьми. Господь готов к нам разным.
Этот исторический период общения Господа с учениками – финальный выход их к взрослению.
Как 40 лет Господь вел народ Израильский к свободе, как 40 дней готовил Бог Моисея к принятию Завета, как 40 дней искушений в пустыне привели Христа к тому, что Он вышел на проповедь, так 40 дней пребывания с Господом Воскресшим приводят учеников к тому, чтобы дальше идти самим.
В этот период Христос говорит ученикам о том, что пошлет их на проповедь как свидетелей, облеченных силой свыше, – силой Святого Духа, дарами Святого Духа. И дав им все, отступает на шаг. Теперь они самостоятельны.
Ведь Господь ищет себе не вечных младенцев, а соработников. Он говорит – «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Но этой дружбе надо возрастать. Что апостолы и показывают после Вознесения – об этом книга Деяний.
НАМ ОСТАЛОСЬ НЕ ТОЛЬКО ПОКАЯНИЕ
Считать, что времена апостольские – времена уникальных даров, невозможных в другие времена — старая ошибка. Учительно и аскетически это абсолютно неверно. На эту ошибку указывают многие святые отцы, например, Симеон Новый Богослов (11 в.), — вопреки общему в те времена мнению (как мы помним, современники называли его «Новым Богословом» с большой долей скепсиса).
Святой Симеон был уверен, что неправы и заблуждаются те, кто говорят, что времена древние были временами подвигов и даров, а нынешнее время – это время только покаяния.
Святой говорил: это неправда. Христос точно так же готов даровать полноту общения с Собой каждому, кто этого хочет и к этому стремится. Святой Симеон приводит в пример свой опыт.
Правда, его современники в этот опыт не поверили, называли святого Симеона прельщенным, смеялись над ним, запрещали приходить к нему инокам за духовной наукой. А теперь Симеона Нового Богослова признают как одного из самых духовно чутких исихастов и учителей.
По этому же поводу мы имеем свидетельство ученика св. Силуана Афонского Софрония Сахарова (прославленного во святых Константинопольской церковью). Он вспоминал слова своего учителя, старца Силуана: «Если бы сейчас пропали все святоотеческие книги, наши отцы написали бы новые».
С отцом Александром беседовал Степан Абрикосов, miloserdie.ru
Фото: wikipedia.org