МИТРОПОЛИТ ВАДИМ: МЫ ДОЛЖНЫ ПРИГОТОВИТЬ СЕБЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
6 января 2020 года, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля.
Канун праздника Рождества Христова и последний день Рождественского поста называется Навечерием Рождества Христова. Утром по окончании Божественной литургии в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
В Рождественский сочельник по окончании Божественной литургии митрополит Вадим обратился к молящимся в храме со словами проповеди:
– Рождество Христово – это праздник, который в литургическом цикле находит небольшое отражение. Если к празднику Святой Пасхи мы готовимся предшествующими Великому посту и последующими воскресеньями Великого поста, которые исполнены глубочайшего смысла, подготовительного призыва к покаянию, призыва к осмыслению, призыва к разумению, призыва одуматься, оценить проистекающую с нами жизнь. Весь литургический цикл именно этому и посвящен. Этому и посвящен период Великого поста, который исполнен незабываемой великой поэзии, поста, которому посвятили песнопевцы такие знаменитые произведения, которые мы имеем счастье слушать.
Праздник Рождества Христова подходит незаметно. Подходит в ряду обычных недель, хотя по сути своей он должен был быть не менее значимым в какой-то степени. Потому что праздник Рождества Христова – это праздник, имеющий свойство не только повторяться в истории как некое событие, которое мы когда-то вспоминаем. Это нечто, что мы сакраментально, таинственно всегда с вами переживаем. Из года в год, вспоминая Рождество Христово, мы наполняемся чувствами, как будто являемся свидетелями той вечной ночи, которая произошла в вифлеемских убогих яслях.
Таковым образом предстает для нас таинство Боговоплощения. Ни раба, ни ангела, как говорит апостол Павел, но Сына Своего Единородного послал Господь для спасения человечества. Потому что никому не подвластно было поднять на себя всю тягость пропасти, которая возникла между Богом и человеком… Накапливались преступления и согрешения, как некий снежный ком, и становились уже неподъемными. И не было никого в мире, кто бы мог понести это. Здесь явился нам акт Божественной Любви, когда Господь послал в мир Сына Своего Единородного. И в этом – удивительное и промыслительное свойство Божественной любви к венцу творения своего – человеку, которому дарована была именно такая жертва…
Как должны мы откликнуться на этот призыв, что нас приближает к празднику Рождества Христова, с чем мы приходим к этому празднику? Готовы ли мы, или мы пребываем в состоянии, подобном человечеству ветхозаветному, а равно и миру языческому?.. Сегодня мы завершаем дни святого поста, сегодня день особой строгости, день не вкушения определенной пищи, но вместе с тем, и в больше мере, мне хотелось бы отметить, что это время глубочайшего размышления и осмысления, оценки нашей жизни, время, в которое мы должны приготовить себя к тому, чтобы принять Христа Спасителя, принять Его, чтобы с радостью воспеть: «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог».
Пресс-служба Ярославской епархии