К 65-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ АРХИЕПИСКОПА ЯРОСЛАВСКОГО И РОСТОВСКОГО ДИМИТРИЯ (ГРАДУСОВА)
10 апреля исполняется 65 лет со дня упокоения архиепископа Димитрия (Градусова), в схиме – Лазаря. Ярославской епархией он управлял с 1947 по 1954 год. В июле 1954 года, согласно прошению, был уволен на покой. Владыка Димитрий был духовным наставником таких известных служителей Церкви, как митрополит Никодим (Ротов), епископ Исаия (Ковалев), архимандрит Авель (Македонов), помог определить жизненную стезю будущего митрополита Симона (Новикова).
Когда в 1917 году был созван Всероссийский Поместный Собор, чтобы выбрать Патриарха, Ярославскую епархию от мирян представлял Владимир Валерианович Градусов. Рассказывают, что еще на соборе Патриарх Тихон обратил на него внимание и сказал: «Вам бы нужно быть священником». Градусов без промедления согласился. После смерти супруги он был призван на архиерейское служение.
Владыка Димитрий прожил тяжелую жизнь. Он руководил Ярославской епархией в сложный период. Ему удалось не только выжить, но и сохранить Церковь, любовь к Богу и людям.
Управляющий Ярославской епархией епископ Исаия (Ковалев) спустя несколько дней после погребения владыки в письме к митрополиту Горьковскому и Арзамасскому Корнилию написал о последних днях жизни архиепископа Димитрия:
«Настоящим почтительнейше сообщаю Вашему Высокопреосвященству подробности о последних днях земной жизни, кончине и погребении Преосвященнейшего Архиепископа Димитрия /Градусова/. Смерть последовала в ночь на 10-е апреля сего года от цирроза печени на почве сердечной недостаточности 3-й степени.
Утром 4-го апреля по телефону последовало сообщение о внезапном ухудшении здоровья Преосвященного Архиепископа Димитрия и о желании последнего причаститься Святых Христовых Тайн и пособороваться.
Тотчас же мною и его духовным сыном игуменом Авелем было исполнено желание болящего.
После соборования болящий Архиепископ заявил о своем желании принять схиму с именем Лазаря.
В ту же среду 4-го апреля вечером был совершен постриг наречением имени Лазаря.
Приглашенный консилиум врачей заявил о тяжелом, безнадежном состоянии больного.
В последующие дни болезнь продолжала прогрессировать: Преосвященный в большинстве находился в сонном состоянии и лишь на моменты приходил в сознание. Последние два дня Владыко совсем не приходил в сознание и в ночь на 10-е апреля тихо скончался.
Почивший тотчас же был облачен по чину в схимнические одежды и покрыт архиерейской мантией.
После облачения началось служение панихид соборным причтом и причтами пригородных церквей.
В перерывах между ними совершалось беспрерывное, днем и ночью, чтение Евангелия.
В день смерти – во вторник – над телом почившего Владыки мною была совершена на его квартире панихида.
Вынос тела почившего в храм был совершен в четверг, 12-го апреля.
В ограде собора гроб Схиархиепископа Лазаря был встречен мною, соборным и приезжающим духовенством, с двумя хорами певчих и множеством молящихся, и поставлен на кафедре.
Почти двое суток собор был открыт для прощания с Архипастырем.
В пятницу вечером был совершен парастас, в котором приняли участие Высокопреосвященный Венедикт, Архиепископ Ивановский и Кинешемский, мое недостоинство, 20 священников, протодиакона и 4 дьякона.
14 апреля состоялось погребение Высокопреосвященного архиепискепа Лазаря. В 9 ч. 30 м. началась Божественная литургия, которую совершали Высокопреосвященный Архиепископ Венедикт, я, один архимандрит, 4 протоиерея, один игумен, один иеромонах, 3 священника и участвовавшие в парастасе дьякона.
Сразу же за Литургией началось отпевание, на которое, помимо служивших Литургию священнослужителей, вышло еще 15 священников. Собор был переполнен молящимися.
В конце Литургии были произнесены глубоко прочувственные слова почившему Архипастырю: Высокопреосвященнейшим Архиепископом Венедиктом, перед отпеванием – мною, после «непорочных» — представителем Ярославского духовенства протоиереем Н. Прозоровым и перед пением кондака протоиереем Шиповальниковым В., представителем Рязанской епархии.
Перед отпеванием мною были зачитаны телеграммы с выражением соболезнования его Святейшества, Высокопреосвященных – Митрополита Николая, Митрополита Варфоломея, Митрополита Корнилия, Архиепископа Бориса, Епископа Гавриила, иеромонаха Никодима и ряда почитателей Владыки.
После отпевания гроб с телом почившего при пении ирмосов «помощник и покровитель» был обнесен священнослужителями, под погребальный звон, крестным ходом вокруг собора. Процессия затем направилась к месту погребения на кладбище Тугова гора. Весь путь к кладбищу /около 3-х км./ погребальное шествие сопровождала масса верующих. По совершении на могиле краткой литии, от духовенства собора протоиереем Н. Понгильским было произнесено последнее прощальное слово. Гроб с останками служителя церкви Божией при пении тропаря «Общее Воскресение» был отпущен в могилу».
Могила архиепископа Димитрия находится на кладбище Туговой горы рядом с церковью Параскевы Пятницы. Рядом покоится прах его жены, дочери и няни.
(Благодарю Людмилу Зуммер за проделанную работу по поиску данных).
Эльвира Меженная, сайт Рыбинской епархии