РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ЯРОСЛАВСКОГО И РОСТОВСКОГО ВАДИМА

Новости Служение митрополита

Рождественское послание митрополита Ярославского и Ростовского Вадима пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Ярославской митрополии Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех с великим мироспасительным праздником Рождества Христова и наступившим Новым 2024 годом!

«Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего» (Пс. 94:1). Ныне «Слово стало плотью» (Ин. 1:14). «Ныне небо и земля пользуются равной честью», — говорит святитель Григорий Палама, размышляя о таинственном смысле Рождества Христова (Святитель Григорий Палама. Беседа на Спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа).

Христос Спаситель приходит в мир ради спасения каждого человека. Боговоплощением и Крестной смертью Своей, соединившись с человеческой плотью, приняв грехи мира и искупив человека, Христос по домостроительству Божию и человеколюбию примиряет нас с Богом. Сделавшись видимым, Бог, как пишет Иоанн Златоуст, «возводит нас к невидимому» (Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа). Смирившись и обнищав по нашему образу, Божество сочетав с человеческим естеством, — пишет святитель Григорий Палама, — Христос показывает нам путь, ведущий к горнему (Святитель Григорий Палама. Беседа на Спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа).

Господь приходит в мир как чистый и невинный младенец, полагаясь в убогих яслях, не имея пристанища и мирского покоя. Приходит в мир не в облике   великого правителя и сильного князя мира сего, а как простой человек. Это пришествие становится великой тайной: Бог воплощается, приемля на Себя грехи мира. «Бог делается человеком, не переставая быть Богом», — пишет Иоанн Златоуст. «Не исследуй, как это; где хочет Бог, там побеждается порядок природыТо, что выше природы, пусть чествуется молчанием, не как достойное небрежения, но как неизъяснимое и достойное почтения молчанием» (Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа).

Ныне открыты каждому из нас врата Царства Небесного, как открыты церковные врата, приглашающие нас к Трапезе Тела и Крови Христовых. Тайна сия велика, и только жизнью в Боге и в Церкви можно постичь ее. Как рождается Богомладенец Христос, так и мы рождаемся в Таинстве Крещения для жизни в Церкви, Глава которой Сам Христос. Все мы, участвующие в Таинствах, являемся членами воинствующей Церкви. А членами торжествующей Церкви являются пророки, апостолы и все святые, следовавшие в жизни своей за Христом и достигшие на этом пути Царства Небесного, к чему и мы устремляемся. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

Но так ли уж часто мы готовы принять в свое сердце Христа?.. Готовы ли мы стать не только званными к Таинствам Церкви, но и стать избранными?.. Не упускаем ли мы за праздностью и суетой повседневных дел самое главное в своей жизни? Святитель Филарет Московский замечает, что Господь, по бесконечной благости и любви Своей желает иметь благодатных причастников Своей славы. Его слава «является небесным силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира» (Святитель Филарет Московский. Слово на Рождество Христово). А сама Церковь «страждет болезнью рождения, — как пишет святитель Филарет Московский, — дабы Христос «вообразился» (Гал. 4:19) в нас» (Святитель Филарет Московский. Слово на Рождество Христово). И до тех пор, пока мы живем преходящими и суетными радостями этого мира, до тех пор, пока сердце наше не будет полагать сокровище в Отечестве Небесном, Христос не сможет отобразиться в нас. Не будем неразумными, дремлющими и не готовыми ко встрече Христа Спасителя, а будем пребывать как Апостолы в «ожидании обетования Отча» (Деян. 1:4), пленяя разум в послушание Христово (2 Кор. 10:5), все свои желания и свою жизнь имея со Христом в Боге (Кор. 3:3).

Нередко мы переживаем тяжелое время утраты изначального, заданного в Богочеловечестве смысла жизни. Многие из нас теряют проявление благодати славы Божией. Единый и неделимый хитон Церкви в угоду политическим соображениям раздирается. И сегодня Церковь возносит свои молитвы о тех, кто потерял близких и не имеет крова, переживая военные конфликты. Мы молимся о тех, кто жертвует своей жизнью ради сохранения Евангельских истин, защищая веру, Отечество земное и граждан, памятуя о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Молимся мы и о тех, кто становится опорой ближнему, милуя и питая, утешая в скорбях и немощах; кто восстанавливает разрушенные храмы и дома, неся эту непосильную ношу не смущаясь, невзирая на материальные трудности. Таковые примут благодать от Господа, ибо слова Божии в них пребывают (Ин. 15:7).

В середине прошлого века, после трагичной Второй мировой войны, русский религиозный философ напишет: «Мы, нынешние люди, дети темного, тяжелого, страшного времени, – как жадно ждем мы благой вести…» Так ждали Евангельской вести и перед пришествием в мир Христа Спасителя более двух тысяч лет назад. Эти ожидания не умирают в человеческой душе никогда. И чем сильнее гонят Христа из жизни человека, тем острее становится Его призыв: «Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23:26).

Вновь и вновь с сердечным восторгом поздравляю вас с радостным и светлым праздником Рождества Христова!

Да дарует нам Богомладенец Христос в грядущем Новом году Свою неоскудевающую благодатную помощь. Пусть наше шествование по жизненному пути станет путем ко Христу, Который единственный есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). Да познаем мы любовь Божию к нам и уверуем в нее, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Да будет милостив к нам Господь!

Рождество Христово

2024 год

Ярославль