Широкая Масленица или подготовка к Великому посту?..

Позади остались недели о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне, отзвучали слова Евангельские о Страшном Суде и к нам неминуемо приближается Великий Пост. Уже в воскресенье Церковь напомнит человеку о первом, райском блаженстве: «Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдая плакаше. Увы мне! Увы мне! Раю мой, раю мой…».

На масляной неделе, а правильно сказать – на Сыропустной, верующие люди начинали готовить себя к великим дням святой Четырядесятницы. Каждый старался навестить своих родных и близких, чтобы испросить прощения за неизбежные обиды, причиненные за год.

С древнейших времен, славяне, провожая зиму и встречая весну, готовили поминальные трапезы, главным угощением которых являлись блины (кстати, до сих пор употребляемые на поминках). Эта языческая традиция прочно вошла и в православный уклад жизни, лишь наполнившись другим смыслом. Мало кто сейчас считает блины символом солнца, да и предки наши их таковыми не ощущали, несмотря на попытки неоязычников приписать православным «поедание языческой символики». Зато во все времена прийти в гости на горячие, румяные, промасленные блинчики, каждый считал своим долгом. Даже зятья в эти дни ходили «к теще на блины», чтобы примириться с нею перед Постом.

Конечно, нам от прошлого осталась еще и традиция сжигания чучела Масленицы. Само по себе это чучело идолом не являлось и поклонения ему не оказывалось, но сжигание «всего старого» и рассыпание пепла по полям для будущего плодородия ничего общего с православными традициями не имеет.

Странно, что, возрождая старинные обряды, наш народ не хочет задуматься об их смысле. В центре города сейчас проходит выставка чучел Масленицы, об ее эстетике судить не берусь, а вот обилие чисто языческой атрибутики не радует. Чему же лучше научить нашу молодежь (на выставке представлены работы школ и детских учреждений)? Тому ли, что все плохое уйдет от нас путем сооружения и сжигания чучела, или тому, что можно заменить пустоту и озлобленность внутри себя путем примирения с близким и друзьями? Действительно, не все традиции достойны уважения.

Вдоволь наигравшись Православием, большинство наших соотечественников пустилось в язычество, считая его более «русским». Внутренняя религиозная потребность человека требует для себя пищи. Где нет настоящей веры, там прозябают духовные «вкусозаменители». Наш крещеный народ погряз в оккультизме и суевериях, не может отличить молитву от заговора, крестик от оберега. Все это показатель не «возвращения к корням», а тотальной религиозной безграмотности.

Так и получается, что широко празднуют Масленицу только те, кто не собирается дальше поститься и работать над своей душой. Для практикующего православного, Сыропустная неделя дарит и радость общения и примирения, и уже заставляет сказать «ПРОСТИ», что, порою, очень трудно. А дальше, после радости и сытости, наступит время вспомнить все это и вместе с Адамом пожалеть потерянное блаженство, в свете которого масленичная радость лишь слабый отблеск.

Иерей Димитрий Ильичев

 

 
 
 
Яндекс.Метрика
1511541292.09