Успенский пост: история и сущность

2013_08_16_003_01Упоминания об Успенском посте впервые появляются в исторических литературных источниках Х-XI веков, однако Священное Предание свидетельствует, что само празднование Успения Божией Матери проходило повсеместно уже в V веке, и поскольку традиция готовиться к великим праздникам, соблюдая пост, появилась очень рано, можно говорить о том, что Успенский пост возник уже в первые века христианства.

Историки предполагают, что первоначально Успенский пост был местной традицией христиан Сирии и Палестины. В Х веке эта практика стала известна в Малой Азии и Греции. На эту традицию обратили внимание византийские ученые. Преподобный Никон Черногорец в XI веке пришел к выводу, что пост является древним установлением и должен продолжаться с 1 по 14 августа (по старому стилю).

Таким образом, Успенский пост готовит нас к благодатному празднику Успения Пресвятой Богородицы, празднуя который каждый православный христианин с особой силой ощущает близость к роду человеческому Той, Которая «во Успении мира не оставила», Которая всегда принимает и молитвы наши, и воздыхания, обращенные к Ней, и Своей материнской любовью помогает всем нам.

Вспомним страшные минуты искупительного подвига Господа и Спасителя нашего, когда Христос, с Креста обращаясь к Матери Своей, сказал: «Жено! Се сын твой», — указывая на апостола и евангелиста Иоанна Богослова. А обращаясь к ученику, Господь сказал: «Се Матерь твоя!» (Ин. 19. 26-27). И с этого момента в лице Божией Матери мы все имеем нашу Небесную Матерь.

Ей мы открываем свое сердце перед святыми, намоленными иконами, Ей молимся, несем свои скорби, свои печали, свои радости, свои испытания. И Пречистая Богоматерь, наша Небесная Матерь, согревает наши сердца Своей материнской любовью и помогает нам нести наш жизненный крест.

Целью Успенского поста, предуготовляющего верующих к празднику Всеславного Успения Пречистой Богоматери, можно назвать желание Церкви напомнить нам о необходимости духовного роста каждого христианина, богоуподобления и преображения нашего внутреннего мира. Не случайно во время Преображения Господня, празднование которого проходит именно во время Успенского поста, на Фаворе рядом с Преобразившимся Господом апостолам, а в их лице и всему человечеству, были явлены ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

Тем самым каждому человеку, ищущему духовного спасения, показывается, что на пути духовного роста ему должны помогать, прежде всего, церковные правила и благочестивые традиции (когда-то именно через Моисея избранному народу были даны заповеди Божии), а также ревностное служение и верность Единственному Богу, примером чего был пророк Илия.

Сущность же поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаешься неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будешь от Бога, как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

 

Протоиерей Павел Рахлин, руководитель Отдела религиозного образования и ктаехизации Ярославской митрополии

Фото: Православие.ru

 
 
 
Яндекс.Метрика
1534908685.71