Современное Единоверие Русской Православной Церкви Московского Патриархата, какое оно?..

В октябрьском номере «Ярославских епархиальных ведомостей» за 2012 г. была опубликована статья «Кто такие православные единоверцы?», которая вызвала интерес и отклик  читателей с просьбой о систематическом написании  в православных изданиях материалов о единоверии Московского Патриархата и о диалоге с современным старообрядчеством.

Напомним, что 9-11 ноября 2012 года  по благословению  митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона, впервые с 20-х годов прошлого века и впервые в истории епархии, в общеправославных храмах, а не сугубо в  единоверческом приходе, состоялись древлеправославные богослужения древним  (старообрядным, дониконовским) чином, в память о 100-летии Первого Всероссийского Единоверческого Собора (Съезда) 1912 года, проходившего в Санкт-Петербурге под председательством архиепископа Волынского Антония (Храповицкого).

В дни памяти св. мч. Копитолины и свт. Димитрия Ростовского, 9 и 10 ноября, в кафедральном  Успенском  соборе г. Ярославля были совершены  Утреня с полиелеем  во имя   св. мч. Парасковии (Параскевы) и  Литургия, церковные службы возглавил священноиерей Иоанн Миролюбов, доктор теологии, клирик Московской епархии, руководитель Патриаршего Центра изучения древлерусской богослужебной традиции при Покровской церкви в Рубцове, секретарь комиссии Отдела внешних церковных связей по делам старообрядных (единоверческих) приходов и по взаимодействию со старообрядческими согласиями.

В богослужениях приняли участие единоверческие священнослужители старообрядных приходов Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской митрополий Московского Патриархата Русской Православной Церкви и клирики Ярославской и Рыбинской епархий; знаменное наречное и наонное пение исполнял сводный хор единоверческих приходов Москвы и Санкт-Петербурга На старообрядных богослужениях древним  чином к церковным таинствам Покаяния и Евхаристии приступили студенты Ярославской Духовной Семинарии и многие молящиеся, среди которых было несколько семей  потомственных православных единоверцев из Ярославской области.

10 и 11 ноября богослужения  были совершены  в Рыбинской и Угличской епархии Ярославской митрополии.  11 ноября, в день памяти св. преп. Авраамия Ростовского, в Воскресенском соборе  г. Тутаева при большом стечении молящихся была совершена  Божественная литургия, накануне Всенощное бдение возглавил Преосвященный Вениамин, епископ Рыбинский и Угличский. Единоверческую делегацию Санкт-Петербургской митрополии в эти дни при посещении святынь Ярославской земли монастыри и храмы встречали колокольным звоном.

Эти события были освещены на официальных сайтах Московского Патриархата (в разделе «Старообрядчество»), Ярославской митрополии, в ряде общеправославных, единоверческих РПЦ МП электронных и печатных средствах информации.

По просьбам прихожан на июнь 2013 года в Ярославской митрополии вновь намечены богослужения древнерусским старообрядческим чином с крестным ходом, а на месте бывшей Свято-Успенской  церкви единоверческого прихода г. Ярославля,  полностью разрушенной в 1980-е гг., на пустыре угла улиц Большой Федоровской и Зеленцовской планируется установка поклонного креста.

На прошедшем Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) члены Собора положительно оценили усилия архипастырей и пастырей Церкви, направленные на развитие добрых отношений со старообрядчеством (в частности, с независимыми Русской Древлеправославной, Русской Старообрядческой Церквами и беспоповским согласием)  и считают целесообразным продолжать работу по упорядочению деятельности старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви. С заявлением о православном старообрядчестве (единоверии) выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Число старообрядных приходов Русской Православной Церкви постепенно увеличивается, растёт их активность. Проводятся совместные, организованные силами нескольких приходов богослужения у православных святынь и в соборных храмах…». Предстоятель отметил, что в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции в Рубцове, где ведётся подготовка единоверческих священнослужителей и головщиков (регентов)  для старообрядных храмов, прошли стажировку священнослужители из четырёх епархий.

К 1917 году в Российской Империи насчитывалось более 600 единоверческих приходов и 15 монастырей с викарным епископатом, в настоящее время в Русской Православной Церкви Московского Патриархата около 25 единоверческих приходов и ни одного на территории Ярославской митрополии.

В сонме святых Русской Православной Церкви Московского патриархата прославлены угодники Божии, державшиеся единоверия:  свщмчч. Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Симон (Шлеев), епископ Охтенский (впоследствии Уфимский); Андрей (Ухтомский), архиепископ Уфимский, прот. Михаил Тихоницкий, прп. Серафим Саровский и др…

12 января 2013 г. по благословению Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси, в Успенском соборе Московского Кремля в память о 100-летии Всероссийского Единоверческого Собора состоялось богослужение, которое возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он уже несколько десятилетий служит по старообрядческому чину в единоверческих приходах. Ему сослужил епископ Гомельский и Жлобинский Стефан и единоверческие клирики Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий.
Для тех, кто интересуется древлерусской богослужебной традицией, да и просто любит красоту службы, Литургия архиерейским святым дониконовским чином, да еще и в Успенском соборе, да еще и в день памяти святителя Макария, при котором систематизировалось русское богослужение, явилась  настоящим праздником и исторической справедливостью.

В послании Святейшего Патриарха Кирилла, зачитанном после богослужения, подчеркнуто: различия в обрядах не мешают единству. «Нынешнее богослужение в этом соборе глубоко символично. Именно святитель Макарий послужил когда-то делу собирания сведений о русских святых, оставив нам высокий пример жизни во Христе, по образу подвижников древней Руси. Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние».  «Некогда академик Александр Панченко написал об «эмиграции в Древнюю Русь» — интересу к древнерусскому искусству, старине как реакции на неприятие советской действительности в частности и современного унифицированного общества вообще».

В интервью журналу «Нескучный сад» священноиерей Иоанн Миролюбов высказал мнение, что «действительно, единоверчество сегодня привлекает как часть консервативной интеллигенции, так и богемы.   Единоверчество – это и строгое следование традициям, а потому внимание к себе, и аскетизм, и внутренняя логика обрядов, и глубокий символизм. Во время службы понимаешь, что они вполне современны, естественны, они просто следуют традиции. Это чувствуется и когда перекидываешься парой слов со стоящими рядом. И в том, что обычное явление – лестовка надета на руку, которая сжимает смартфон… Со смартфонами и фотоаппаратами прошло немало людей, потому что им, конечно же, хотелось увековечить это особое событие. Атмосфера праздничная, в помине нет какой-то суровости и отстраненности, которую подозревают в старообрядцах. Люди молились с большой сосредоточенностью, едиными усты и единым сердцем. При этом не было и намека на недоброжелательность к тем, кто рядом крестился тремя перстами.

В предыдущий раз богослужение по старому чину в Успенском соборе Кремля проходило двенадцать лет назад, осенью 2000 года. Но есть важное отличие: это была не Литургия, а молебен. Он был совершен в память о 200-летии указа императора Павла I об учреждении единоверия. Покойный патриарх Алексий II выступал за то, чтобы древние церковные обряды сохранялись и изучались, называл их «частью общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви». За той памятной службой в Кремле молились несколько иерархов Русской Церкви, среди них митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх…».

Материал подготовил Александр Гнып, студент 2 курса ЯДС

 
 
 
Яндекс.Метрика
1544407854.94