2019_02_09_002_01Курсы повышения квалификации для преподавателей дирижёрско-хорового модуля по программам подготовки регентов в духовных учебных заведениях прошли с 5 по 7 февраля 2019 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В курсах повышения квалификации приняли участие преподаватели и заведующие регентскими отделениями Московской Духовной Академии, а также Вологодской, Воронежской, Донской, Иваново-Вознесенской, Казанской, Кузбасской, Пензенской, Самарской, Саранской, Томской и Ярославской духовных семинарий. Регентскую школу Ярославской духовной семинарии на курсах представляла руководитель монахиня Георгия (Кислова).

В день открытия курсов проректор по культуре, декан Факультета церковных искусств Духовной Академии Е. М. Гундяева обратилась с приветственным словом к участникам курсов. В своём выступлении Елена Михайловна отметила, что программа курсов повышения квалификации построена таким образом, что различные формы работы должны не только обозначить проблематику преподавания дисциплин дирижерско-хорового модуля, но и показать методологию решения поставленных вопросов путем совместной творческой работы, дискуссий и обмена опытом.

Повышение уровня квалификации преподавателей на базе Санкт-Петербургской Духовной Академии проходило в форме открытых уроков, круглых столов, мастер-классов и дирижёрских мастерских. Различные формы работы позволили не только затронуть различные вопросы преподавания хорового дирижирования и проблематику хорового исполнения музыкальных произведений, но и посвятить время практическому обмену опытом. Участники обсудили ключевые аспекты дирижирования хором и структуру основных дисциплин модуля.

Во время открытых уроков по дирижированию, чтению хоровых партитур и вокальному ансамблюгости наблюдали за работой преподавателей Факультета церковных искусств Духовной Академии: А. А. Максимова, А. Б. Беляева, И. О. Андряковой и Д. В. Стефановича. Участники отметили важные и новые для себя методы работы, а открытый урок по практике работы с хором оказался очень полезным, поскольку в других духовных и светских учебных заведениях отсутствует чётко выстроенная методология данной дисциплины.

В рамках круглых столов обсуждались вопросы по концепции преподавания и реализации рабочих программ дисциплин дирижерско-хорового модуля на местах. Путем сравнения разных решений и анализа различных методологических подходов состоялась творческая дискуссия на тему целесообразности тех или иных методов. Участники живо восприняли идеи решения актуальных вопросов и поставленных задач. По мнению преподавателя Факультета церковных искусств И. О. Андряковой, звучание хоров и самостоятельная работа студентов старших курсов с хоровым коллективом являются показательным фактором и информативной составляющей дирижерских курсов повышения квалификации.

Заведующий кафедрой дирижирования Факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии, доцент кафедры дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова А. А. Максимов провел мастер-класс по работе с хором, состоящим из прибывших гостей. Так коллеги, приехавшие на курсы, работали со студентами Санкт-Петербургской Духовной Академии в присутствии всех участников. Преподаватели имели возможность применить свои наработки и методы, а для студентов другой подход и иной метод стали важными составляющими в процессе личностного профессионального развития. Такой подход продемонстрировал не только пробуждение нового творческого импульса, но и продвижение как студентов, так и преподавателей к решению дирижерских задач, которые являлись неразрешенными еще на творческой повестке дня.

В завершение работы курсов А. А. Максимов отметил, что коллегиальное обсуждение, совместная работа, обмен опытом и дискуссии – это безусловный показатель того, что курсы повышения квалификации были полезны для всех участников: «Радует, что столько убежденных, глубоких, цельных людей со своим профессиональным взглядом занимаются воспитанием будущих служителей Русской Православной Церкви. Люди разного поколения, разного возраста и разных методологических школ свободно обмениваются своими мнениями, не стесняясь перенимать друг у друга навыки совершенствования своего дирижерского мастерства».

По итогам курсов участники получили удостоверение о повышении квалификации от Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Пресс-служба Санкт-Петербургской Духовной Академии/Пресс-служба семинарии