Рассуждения о Петровом посте

Каждый раз, когда начинается очередной пост, мы ставим перед собою определенные «цели и задачи»: начать регулярно читать молитвенное правило (и не сокращать оного), исправно ходить в храм, держать пост строго по Типикону и т.д.


В итоге постные дни становятся для нас некоей «чередой препятствий». Прошедший пост меряется успешностью или не-успешностью прохождения. Если богослужебно совершенно особенный Великий пост еще несколько свободен от этого в силу своих глубинных смыслов, то остальные посты зачастую воспринимаются лишь подобным образом.
Смысл Петрова поста не лежит на поверхности. Почему, собственно, Петр и Павел? Почему не Николай Чудотворец, Пантелеимон Целитель или Матрона Московская? Разве этих святых почитают меньше? Вовсе нет. Мне кажется что здесь смысл сокрыт не только в церковном дне, к которому пост стремится, но (может быть даже более) в дне, с которого он начинается.
Предваряющим днем здесь будет Неделя всех святых, день когда мы вспоминаем абсолютно всех угодивших Богу людей — великих и малых, почитаемых и безвестных. Петров пост — это пост в честь всех их, в честь тех кто научился жить со Христом и сумел положить благое начало уже здесь, в этой жизни.
Постясь в их память мы не просто декларируем свое желание стать подобными им, а прилагаем реальные, пусть зачастую слабые и неумелые труды и усилия к этому. Петр и Павел, стоящие в конце этого труда, символизируют собою полноту Церкви — как апостол для избранного народа и апостол язычников, подчеркивая, что под кровом Христа найдется место каждому: и язычнику и иудею, и мужчине и женщине, и рабу и свободному. И ни один из них не скажет, что его любят меньше, чем того, другого. Все мы призваны к единству и любви, подобным единству внутрибожественной жизни. Явим же его в эти дни, подчеркивая своей жизнью единство Церкви земной и Церкви небесной, объединенных Владыкой Христом!

Иерей Александр Сатомский, настоятель Богоявленского храма г. Ярославля, пресс-секретарь епархии

 
 
 
Яндекс.Метрика
1524447383.7