Протоиерей Павел Рахлин: Образование особым образом соединяет в себе инновацию и традицию

2015_11_26_002_04На региональном этапе XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, которые прошли в Ярославле 26 ноября 2015 года, выступил руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерей Павел Рахлин.

Тема регионального этапа Чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность» созвучна теме общецерковных Международных Рождественских чтений, которые будут проходить в Москве в январе будущего года. Широта выбранной в этом году темы позволяет участникам Чтений обсудить многие актуальные и серьезные вопросы, касающиеся масштабных проблем образования, культуры и других важнейших сфер общественной жизни с точки зрения духовного аспекта связи традиции и новаций.

Образование особым образом соединяет в себе инновацию и традицию. С одной стороны, оно укоренено в опыте прошлых поколений, который находит свое выражение в культуре, в том числе и духовной. С другой — образовательный процесс ориентирован на развитие этого опыта, его постоянное пополнение и преобразование. Это позволяет традиции оставаться живой, избегать упрощения и обеднения.

В свете происходящего в России системного реформирования образования уместно поразмышлять о том, какова же формула высококлассного современного образования и каким требованиям должно оно отвечать, чтобы удовлетворять с одной стороны веяниям последнего времени, а с другой – сохранять преемственность опыта и научных традиций.

В связи с этим, уместно вспомнить о том, что в нашей стране именно христианская культура служила питательной средой для образования и воспитания. Многие отечественные теоретики образования черпали в ней вдохновение. Например, Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог XIX века, которого считают основателем современной отечественной педагогики, был глубоко верующим человеком. Он считал, что воспитание всесторонне развитой личности не может совершаться в отрыве от национальной религиозно-культурной традиции, которая, в свою очередь, является основой национальной системы образования и воспитания. «Всякое европейское общественное воспитание, — писал он, — если захочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским, потому что христианство есть один из главнейших элементов образования у новых народов».

Христианская культура, пусть и в секуляризованном виде, вошла и в лучшие образцы советской педагогики. Многие исследователи творчества выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко отмечают значительное влияние на него православного христианства. Так, одно из ключевых понятий в педагогическом лексиконе Макаренко — «преображение» — пришло из Православия (это понятие было для него настолько важным, что одна из глав его Педагогической поэмы так и называется — «Преображение»).

Христианское образование всегда принимало и использовало те достижения внецерковного знания, которые не противоречили христианской вере. В целом деятельность человеческого разума в христианстве рассматривалась как богодарованная способность к познанию мира и естественному Богопознанию.

Призывая верующих, прежде всего, к духовному преображению силою благодати Божией, Церковь не только не отрицает, но, наоборот, настаивает на важности всестороннего образования человека — приобщения к национальной и мировой культуре, что, в свою очередь, предполагает изучение различных наук и искусств.

Воспитание и формирование человека верующим христианином и полноценным членом общества — вот христианский образовательный идеал.

И в связи с этим мне хотелось бы вспомнить слова Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, которые Его Святейшество произнес в своем выступлении, посвященном Дню славянской письменности и культуры 24 мая этого года:

«Какая цель всякого просвещения? Что, собственно, нужно просвещать, высвечивать? Просвещать нужно ум и сердце человека.

И если просвещение ума связано с образованием, наукой, то просвещение сердца связано с таким воздействием на человеческую душу, когда из нее исторгается зло. Просветить душу — значит исторгнуть зло, значит отдать её во власть света.

Если именно так будет просвещаться наш народ, если сочетание высокого образования, научных достижений, широкого горизонта и эрудиции с духовной и нравственной доминантой жизни будет очевидным, тогда действительно к лучшему и очень быстро изменится жизнь нашего народа».

В свете всего вышесказанного становится понятным выбор темы «Традиция и новации: культура, общество, личность» организаторами ХХIV Международных рождественских образовательных чтений, поскольку сочетание традиции и новаций — это действительно острейшая и актуальнейшая тема нашего времени. Нельзя говорить о прогрессе, не опираясь на опыт, который был накоплен человечеством до сегодняшнего дня.

В рамках регионального этапа Рождественских Чтений его участникам предоставляется возможность обсудить широкий круг проблем, связанных с взаимодействием Церкви, общества и государства в области нравственных ценностей, духовного воспитания и образования подрастающего поколения с учетом исторического опыта Церкви и современного общества.

В каждом регионе нашей страны имеются свои особенности, свой опыт, свои наработки по данным вопросам. Этот уникальный опыт региона, представляемый в рамках регионального этапа Чтений, становится как бы частью единой композиции, без которой не будет полноты.

Мы с вами, как участники регионального этапа Чтений, должны сознавать, что включаясь в единый процесс решения острых проблем образования, культуры и других важнейших сфер общественной жизни, мы решаем не только частные задачи региона, но на уровне региона — и общецерковные, и общегосударственные задачи. Это очень важный и взаимообогащающий процесс, позволяющий Церкви и обществу говорить на одном языке и способствующий конструктивным переменам.

От имени Оргкомитета регионального этапа ХХIV Международных Рождественских образовательных Чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность» сердечно благодарю всех организаторов, выступающих и участников мероприятий регионального этапа Чтений и всех тех, кто, сознавая общую ответственность за единое Отечество, своим трудом, профессионализмом и неравнодушием, вносит свой вклад в общее дело, создавая здоровую духовную и нравственную атмосферу в нашем обществе и укрепляя могущество нашей страны.

 

 
 
 
Яндекс.Метрика
1547656646.76