2013_09_17_002_01Каким должно быть православное образование? Что оно может дать современному молодому человеку? Да и что можно ожидать от него сегодня, когда желание освоить последние технические новинки и научиться маркетингу и менеджменту доминирует над всеми остальными, и это вполне понятно, – ведь надо как-то элементарно выживать и кормить семью?!. Так что с началом нового учебного года такие вопросы обсуждаются не только в среде узких специалистов. Прения и дискуссии не утихают. Но, несмотря ни на что, отзвенел первый звонок, школьники сели за парты, а студенты отправились в аудитории, готовясь и самим скоро прийти в школы, теперь уже в новом качестве, став учителями.

Во многих учебных заведениях нашей области в первые дни нового учебного года служились молебны. Добрая традиция в свете последних реформ системы образования приобретает глубокий смысл – хочется надеяться и верить, что образованных и воспитанный людей у нас меньше не станет.

Новый учебный год начался и в Отделе религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии. О ближайших планах отдела и о православном образовании рассказывает руководитель отдела протоиерей Павел Рахлин.

 

 

– Что нас ждет в новом учебном году? Что новое предлагает Отдел образования Ярославской митрополии?

– Мы, безусловно, планируем развивать те проекты, над которыми Отдел образования работал в предыдущие годы. Развивалось сотрудничество с образовательными учреждениями и институтами, успешно работали православные общеобразовательные гимназии, без внимания не оставлялись воскресные школы. Но как в любом деле, для дальнейшего развития необходимо движение вперед. Накопленный методический опыт дает возможность запускать новые проекты и развивать систему православного образования адекватно запросам современного общества. В новом учебном году мы быхотели поработать именно над этим.

 

– Какие практические вопросы Отдел будет решать в первую очередь?

– Планируется провести инспектирование православных учебных заведений, которые действуют на территории Ярославской епархии. В первую очередь будут инспектироваться православные гимназии, а затем и воскресные школы. Инспектирование необходимо для составления четкой и последовательной картины состояния наших образовательных учреждений в настоящее время. При инспектировании будут учитываться различные аспекты деятельности православного образовательного учреждения: образовательный и воспитательный процесс, сотрудничество с образовательными институтами и далеко не в последнюю очередь – умение соборно решать проблемы и вопросы, которые для нас уже давно стали общими.

Еще одно важное образовательное мероприятие – епархиальные Рождественские чтения. Этот образовательный форум пройдет в начале ноября, и, как мы думаем, станет хорошей площадкой для диалога и обмена опытом различных представителей педагогического сообщества. По вопросу организации и проведения Чтений уже прошли две рабочие встречи, на которых присутствовали первый проректор Ярославской духовной семинарии иеромонах Агафангел (Шкуранков) и проректор по учебной работе игумен Августин (Неводничек). Присутствующие обсудили основные организационные моменты: структуру, секции и рабочие площадки епархиальных Рождественских чтений. Форум будет открыт для всех желающих его посетить.

 

– Почему так важно работать вместе?

– Разобщенность в любом случае не помогает в работе, а только вредит. Поэтому хотелось бы не просто призвать учителей к соработничеству, но и укрепить это соработничество между собой. Хотелось бы довести до понимания педагогов необходимость совместной работы, дать почувствовать, что учителя находятся не в оторванности друг от друга и от епархии. Это наглядно демонстрируют замечательные примеры сотрудничества педагогов и создания методических объединений, в том числе и у нас в области. К сожалению, в большинстве школ учебный процесс замыкается внутри родных стен: мы у себя что-то сделали, сами посмотрели, сами оценили. Можно ли в таком случае перенять чей-то добрый опыт, возможно ли провести работу над собственными ошибками?

 

– Мы сейчас заговорили о сотрудничестве между педагогами, а как планируется дальше работать со светскими школами?

– Со школами необходимо наладить личные контакты – посетить школы, узнать какие проблемы имеются на местах. Когда начинаешь общаться с людьми, отвечающими в области за преподавание модуля «Основы православной культуры», то, как правило, все заявляют, что никаких проблем нет, и все прекрасно. Нотем не менее рабочие проблемы имеют место быть и нужно их выявлять.

Безусловно, при каждой школе должен быть ответственный, либо священник, либо просто верующий человек, имеющий к тому же и необходимое профильное образование, который мог бы отвечать за доброе взаимодействие с данной школой.

 

– Что подразумеваете под сотрудничеством со светскими институтами? Планируется ли оформлять отношения с образовательными институтами документально?

– Рамки сотрудничества со светскими институтами очень конкретно определяет недавно подписанное Соглашение между Ярославской митрополией и Правительством Ярославской области. Оно предполагает создание совместных образовательных и просветительских программ, способствующих духовно-нравственному воспитанию человека и гражданина, методическое обеспечение преподавания модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях области, повышение квалификации педагогических работников, преподающих данный модуль.

Уже сейчас мы работаем над заключением соглашений с департаментами образования области и города. Некоторое время назад я встречался с ректором Демидовского университета и договорился о взаимодействии в совете ректоров.

 

– В ходе беседы создается впечатление, что всю эту работу, о которой Вы рассказывали, делает целая армия сотрудников. На кого опираетесь Вы, как руководитель отдела, кто помогает Вам?

– За работой отдела, конечно же, стоят люди. Если рассматривать работу любого отдела, то все упирается в человека, в человеческий ресурс. Если есть Божии люди, которые готовы трудиться и понимают, что от них требуется, если они обладают необходимым чувством такта, чтобы работу делать в смирении перед Богом, не навязывая никому собственную самость, то можно поднять самую непосильную ношу. Но это – совершенно идеальная ситуация. У нас тоже есть свои сложности, как и в любой организации.

 

– Ваше напутствие тем, кто только стоит на пороге самостоятельной жизни…

– Молодым сейчас намного сложнее. Мы выросли в более положительной нравственной атмосфере, чем сейчас. Сегодня наши дети, прежде чем получить ценностные ориентиры, уже попадают под такой информационный и мировоззренческий удар, изначально разрушительный для самого человека, что еще до того, как они поймут, что такое хорошо, что плохо, они столько успевают сделать плохого, что теряют способность видеть разницу между добром и злом, полезным и вредным.

Поэтому детям, да и молодым людям, я бы рекомендовал быть внимательными, руководствоваться нормами элементарной человеческой нравственности, прежде чем что-либо сделать. И еще – как можно больше усердия, самоотдачи и понимания цели жизни. Современное молодое поколение склонно жалеть себя и думать, что кто-то его угнетает или нарушает свободу, заставляя учиться или работать над собой. Однако никто и ничто не может помешать нам стать образованными и нравственными людьми, кроме нас самих. К сожалению, многие из нас понимают это уже в зрелом возрасте.

 

– Что бы Вы пожелали в новом учебному году педагогам?

– Педагогам рекомендовал бы трудиться, невзирая на обстоятельства, в которых они находятся, понимая ответственность за то высокое призвание, и за те высокие цели, которым служит учитель вне зависимости от того, религиозный он человек или нет. Трудиться, не обращая внимания на нехватку финансовых средств, на внутреннюю пустоту или неполноту жизни. Очень важно, чтобы это все не встало между учителем и ребенком, не встало между человеком и должным исполнением своего долга, как перед Богом, так и перед обществом и своей совестью.

Хотел бы пожелать педагогам не забывать о собственном развитии и нравственной работе над собой. Убежден, что в первую очередь учителю важно обращать внимание не просто на передачу знаний и навыков своим ученикам, но и на взращивание в них и в себе добродетелей. Без этого любое преподавание теряет большую часть смысла. Учитель должен четко понимать, куда он ведет детей. Ведь он не просто сопровождает их до одиннадцатого класса, а затем выпустил – и забыл. Он должен в первую очередь заботиться о том, чтобы они выросли целостными людьми.

 

С протоиереем Павлом Рахлиным беседовала монахиня Екатерина (Парунян)

Фото: Пресс-служба отдела образования и катехизации Ярославской митрополии