2013_11_28_004_0128 ноября 2013 года в г. Ярославле начали работу Первые Рождественские региональные образовательные чтения Ярославской епархии. На пленарном заседании выступил руководитель отдела образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерей Павел Рахлин.

За прошедшие годы стало очевидным, что любое, даже самое экономически высокоразвитое общество обречено на вырождение, если уважение друг к другу, забота родителей о детях, детей о родителях, любовь и взаимоуважение в семье вытесняются жаждой личных удовольствий, а голос собственного «Я» заглушает голоса окружающих.

Потому самая важная задача, которая стоит перед каждым из нас сегодня, — помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности.

К сожалению, в настоящее время педагогические возможности школы и семьи оказываются недостаточными для организации духовно-нравственного воспитания. Современность характеризуется значительным влиянием социальной и медийной среды потребительского общества на становление личности ребенка. Господствовавшие в прошлые десятилетия в отечественном педагогическом сообществе представления о духовно-нравственном мире человека и путях его развития оказались недостаточными для педагогической практики общественного воспитания, руководимой традиционными общественными идеалами, ориентированными на «вечные ценности» альтруизма, социальной солидарности, милосердия, служения общему благу. Между тем, вес этих ценностей в обществе высок, и именно они составляют ценностную основу конституционного строя Российской Федерации. Следовательно, необходимо найти механизмы трансляции этих ценностей новым поколениям в сложившихся условиях.

В педагогической науке разрабатываются понятия «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие», исследуется их связь, осмысливается педагогическая практика, ориентированная на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания посредством интеграции традиционных ценностей в образовательное пространство.

В ответ на социальные потребности общества проблема духовно-нравственного воспитания поставлена на видное место в государственной образовательной политике.

В Закон РФ «Об образовании» в 2007 году внесены положения, которые определяют, что результат освоения образовательных программ должен обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание, качество подготовки обучающихся» (ст. 9, п. 6), а содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности» (ст. 14, п. 2).

Условия для формирования в образовательном пространстве России механизмов решения этих задач создает новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она определяет ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — с семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В Концепции указывается на то, что содержанием духовно-нравственного развития и воспитания является освоение базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемых от поколения к поколению. Концепция ориентирует на освоение «живой» реальности ценностей, вплетенных в социально-культурную ткань общества посредством создания образовательного пространства образовательных учреждений, открытого навстречу актуальным традициям культуры.

Этому способствует новый стандарт, представляющий собой своеобразную «проектную документацию» строительства обновленной российской школы, созданный на основе общественного договора государства, личности и общества.

В структуру учебного плана вошла новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Согласно Стандарту, основными задачами реализации ее содержания являются воспитание способности обучающихся к духовному развитию и нравственному совершенствованию.

Впервые в новейшей истории нашей страны в содержание светского образования на федеральном уровне включена учебная дисциплина такого содержания. Самим фактом ее наличия в учебных планах школ признается необходимость полноценного возрождения воспитательной функции общеобразовательных учреждений, а также то, что воспитание подрастающего поколения должно строиться с учетом духовно-нравственного опыта традиционных для нашего государства религиозных конфессий.

Статистические данные опросов, посвященных отношению законных представителей обучающихся к преподаванию религиозных культур, подтверждают то, о чем Русская Православная Церковь говорила всегда — большинство наших сограждан заинтересовано в восстановлении духовно-нравственного компонента общего образования, в том числе традиционного религиозного. По данным опроса, проведенного по заказу Общественной палаты Российской Федерации, только 1% опрошенных законных представителей обучающихся согласились, что такое образование может быть ограничено рамками экспериментального курса — одним годом или 35 часами обучения, а примерно 15% высказались за преподавание по всем годам обучения. Большинство опрошенных указали, что главную цель введения новой предметной области они видят в изучении культуры, традиций, на которые ориентируется семья ребенка. Таким образом, для родительского сообщества главный смысл введения этих предметов состоит в образовании и воспитании детей в школе в соответствии с культурными особенностями и потребностями семьи.

Россия искони формировалась и жила в лоне Восточной Православной Византийской цивилизации. Педагогическое наследие Русской Православной Церкви заключает в себе неисчерпаемый воспитательный потенциал, не подверженный идеологическим колебаниям, поскольку он основан на                     неизменных ценностях. В Православии были воспитаны наши военачальники — полководцы и солдаты, писатели и художники, учёные, естествоиспытатели, врачи, подвижники благочестия. Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви представляет собой уникальный феномен совместных, взаимодополняемых ресурсов для решения важнейших вопросов, с которыми не в состоянии справиться ни одна из отдельно взятых сторон.

Органичной частью Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения стала Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на начальной ступени общего образования, ориентирующая школу на системное взаимодействие               с традиционными российскими религиозными организациями как институтами общественного участия в обучении и воспитании детей совместно с семьей.

Построение механизмов, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом, требует системного решения проблемы организации взаимодействия и налаживания партнерских взаимоотношений государственной системы образования и традиционных религиозных организаций.

За 20 лет исторического бытия постсоветской России, в рамках законодательства светского государства эмпирически сложился богатый опыт использования потенциала Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании, который показывает реальные положительные результаты в современных условиях. В связи с этим взаимодействие различных социальных структур и Русской Православной Церкви получает широкое распространение в различных регионах России. Наиболее интенсивно данное взаимодействие развивается в сфере образования. Практика показала, что в условиях поликультурного, демократического общества принципам законодательства светского государства наиболее отвечает процесс построения взаимоотношений, основанный на договорах, соглашениях, с последующим разворачиванием совместно-распределенной деятельности с использованием проектно-программного подхода (определение общих целей, предмета, содержания, разработка целевых проектов и программ по направлениям деятельности с распределением функций и предметов ответственности).

Систематическое использование такого опыта определяется необходимостью развития цивилизованных форм и механизмов взаимодействия между государством, конфессиями и гражданским обществом, что само по себе может быть определено как насущная задача, успешное решение которой создаст новые стимулы для поступательного развития России, ее духовного возрождения и успешной модернизации. Необходимо выстроить эти механизмы, определить рамки взаимодействия государственных и общественных сил, выделить области, где такое сотрудничество может дать наибольшую отдачу для духовного воспитания граждан России, утверждения духа общественного согласия, противодействия экстремизму, развития отечественной культуры и патриотизма.

В логике демократического, поликультурного общества основой взаимодействия духовной и светской властей в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является демократическое волеизъявление граждан, осуществляемое не только через процедурные механизмы, но и через формы непосредственной демократии, проявляющиеся в пространстве публичного дискурса как мировоззренческая и смысловая ориентация гражданского общества Российской Федерации на традиционные ценности, источником которых является религиозная традиция. Именно наличие такого самоопределения, подтверждаемое социологическими исследованиями и реальной практикой выбора образовательных траекторий в системе непрерывного образования, позволяет выработать единую содержательно-смысловую платформу взаимодействия государственной системы образования и Русской Православной Церковью.

Дальнейшее развитие конструктивного взаимодействия государственной системы образования и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания должно быть направлено на восстановление и согласование исторических смыслов и мировоззренческих основ духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения в современной России; совместное построение образовательной практики, в которой формируется система отношений личности к обществу, государству, церкви, к другому человеку.

В заключение, особо хотелось бы отметить, что в процессе духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения трудно переоценить вклад учителей и воспитателей, способствующих формированию системы знаний и ценностей у детей и юношества. Не менее важна и роль родителей, а также семейных традиций, создающих ту среду, в которой растет ребенок. В свою очередь, поддержка со стороны государства, продуманная и интегральная образовательная политика, дают возможность воплотить в жизнь лучшие замыслы, сохранить и приумножить научный потенциал России. От нас с вами, священнослужителей, педагогов, родителей, государственных деятелей, напрямую зависит будущее грядущих поколений соотечественников.

Систематизируя накопленный опыт, создавая новые методики обучения и воспитания, мы сегодня формируем качественно иную духовную реальность дня завтрашнего, в котором должно быть спокойно и безопасно нашим детям.

В дискуссиях и обсуждениях, подчас острых, вырабатывается единый подход и понимание того, с чем и ради чего мы идем в школу, что несем детям. Какими бы различными ни были наши представления о будущем, мы хотим, чтобы благополучие России созидалось в мире и согласии, на основе многовековых традиций. Этому должна учить школа, независимо от ее конфессиональной или национальной принадлежности, в этом заключается наша общая задача, в этом — один из главных смыслов эпохи.

 Пресс-служба отдела образования и катехизации Ярославской митрополии/Пресс-служба Ярославской епархии